В настоящее время качество и уровень обеспеченности населения России жильем недостаточны для нормального воспроизводства и обеспечения комфортности проживания граждан и жилищный вопрос по-прежнему остается одним из наиболее значимых в современном обществе, без решения которого невозможно эффективное построение социально ориентированного государства.
Несмотря на то, что в Магаданской области в последние 3 года активизировалось строительство жилья - за период с 2008 по 2010 годы построено 46,6 тыс. кв. метров жилья, своей очереди на получение жилья ожидают более 3,0 тыс. семей, проживающих на территории Магаданской области. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 6,4 года.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры остается высоким и колеблется в пределах от 63,9% до 93,0%.
Доля аварийного и ветхого жилья составляет около 11% всего жилого фонда Магаданской области.
В 2010 году активизировался рынок жилищного кредитования в области - количество выданных кредитов на приобретение жилья, включая ипотечные, увеличилось по сравнению с 2009 годом в 2,4 раза.
Число заключенных сделок купли-продажи жилья увеличилось в 2010 году по сравнению с предыдущим годом на 14,5%.
Однако, несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наём жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
В настоящее время на территории Магаданской области реализуются программы и мероприятия по субсидированию заемщиков для молодых семей; государственных гражданских служащих Магаданской области и лиц, замещающих государственные должности Магаданской области; лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета.
Количество выданных субсидий на приобретение жилья на 1 тыс. семей, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечных кредитов), увеличилось с 19 (в 2009 году) до 26,9 (в 2010 году).
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, предусматривает:
- формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
- стимулирование платежеспособного спроса на жильё, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
- повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан;
- повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, реализации перечисленных направлений федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы определяет целесообразность использования программно-целевого метода и привлечения различных источников финансирования, включая средства областного бюджета.
Программа является основным инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".