Недействующий

Об утверждении региональной программы "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы" (утратило силу на основании постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 18.06.2014 N 210-п)

Таблица 2.Характеристика макроструктуры оборота розничной торговли


2009 г., млн. рублей

В % к 2008 г.

Декабрь
 2009 г.,
 млн. руб.

Декабрь 2009 г.  в % к

ноябрю
 2009 г.

декабрю
  2008 г.

Торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

2928,5

107,1

296,1

113,1

107,4

Непродовольственные товары

1524,8

108,5

145,5

124,7

97,9

Значительный объем торговли в округе приходится на предприятия потребительской кооперации. На территории округа расположен 41 сельский населенный пункт, потребительская кооперация осуществляет свою деятельность на территории 35 поселений, т.е. 10 потребительских обществ обслуживает более 80% сельского населения Ненецкого автономного округа. Деятельность организаций потребительской кооперации многоотраслевая: розничная и оптовая торговля, общественное питание, хлебопечение, бытовое обслуживание. В организациях потребительской кооперации на селе работает 473 человека.

Общий объем выручки от всех видов деятельности организаций потребительской кооперации округа за 2009 год составил 525,7 млн. рублей, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 42,7 млн. рублей.

На территории округа осуществляют деятельность 2 предприятия федеральных сетевых компаний. Сетевые компании регионального значения действуют только на территории г. Нарьян-Мара. Развитие сетевых компаний положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повышается качество торгового обслуживания населения, значительно растет уровень конкуренции на потребительском рынке.

Отрицательно сказывается на развитии торговли в округе отсутствие постоянного транспортного сообщения с другими регионами, которое приводит к образованию высоких розничных цен на товары. Круглогодичным является только авиационный транспорт, а транспортные услуги на авиаперевозки товара составляют в среднем 45 руб./кг. В связи с отсутствием автомобильного сообщения предприниматели вынуждены "закладывать" товары первой необходимости в период весеннего половодья на 2 месяца вперед, в осеннюю распутицу - на 3-4 месяца вперед. В результате средства практически на 6 месяцев в году изымаются из товарооборота, что существенно сказывается на работе торговых предприятий.

Анализ и оценка конкуренции в сфере энергетики

Энергетика населенных пунктов носит локальный характер. Производство и распределение электроэнергии в Ненецком автономном округе осуществляется ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", МП ЗР "Севержилкомсервис", колхозными электростанциями. Нефтедобывающие предприятия вырабатывают электрическую энергию для собственных нужд.

Основными факторами, тормозящими развитие конкуренции в сфере энергетики округа, являются:

высокая себестоимость электроэнергии в Ненецком автономном округе обусловлена низкой эффективностью генерации и использованием привозного топлива (дизельное топливо) в качестве основного;

изношенность производственных фондов, зачастую требующих полной замены с учетом требований современных технологий

неплатежи, затрагивающие, также предприятия, которые не подлежат отключению от услуг;

высокие энергопотери при доставке потребителю.

На территории округа реализуется ДЦП "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2010 годы", в рамках которой производятся реконструкция ЛЭП, приобретение и капитальный ремонт дизель - генераторов, строительство и ремонт ДЭС, строительство и реконструкция теплосетей и котельных в сельских населенных пунктах.

Анализ и оценка конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, так как данный комплекс затрагивает интересы всех жителей округа. Повышение устойчивости, надежности и финансовой стабильности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидация их дотационности - задачи, которые требуют неотложного решения.

Рынок жилищно-коммунальных услуг Ненецкого автономного округа представляет собой смешанный тип рынка, то есть состоит из конкурентных и монопольных секторов.

К конкурентному сектору относятся организации, оказывающие жилищные услуги (управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вывоз мусора).

Монопольный сектор представлен организациями коммунального комплекса, осуществляющими деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, электро - и газоснабжению.

Главными целями, стоящими перед органами исполнительной власти, являются обеспечение реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности его услуг всему населению при повышении их качества, устойчивости, надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, создание конкурентной среды на рынке оказания услуг населению, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, снижение нерациональных затрат.

Органами местного самоуправления проводится работа по развитию инициативы собственников жилья и созданию эффективных управляющих компаний, по развитию конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов.

В муниципальных образованиях разработаны методические рекомендации по созданию ТСЖ, для заинтересованных лиц проводятся консультации специалистов.

Ведутся переговоры с представителями малого и среднего бизнеса по привлечению их в сферу управления многоквартирными домами.

Через средства массовой информации ведется активная разъяснительная работа с населением.

Рынок коммунальных услуг относится к естественным локальным монополиям, в связи с этим конкуренция в данной сфере развита слабо.

Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке жилищных услуг Ненецкого автономного округа, в настоящее время являются:

значительный износ коммунальной инфраструктуры;