Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 года N 82-п

Об утверждении региональной программы "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 18 июня 2014 года N 210-п
____________________________________________________________________

{В редакции постановлений Администрации Ненецкого автономного округа от 21.12.2010 N 258-п, от 16.08.2011 N 163-п, от 10.11.2011 N 242-п, от 07.12.2011 N 283-п, от 30.05.2012 N 127-п, от 17.10.2012 N 308-п, от 20.03.2013 N 98-п, от 04.09.2013 N 338-п}

Руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации", Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Ненецкого автономного округа
И.Г.Федоров

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Администрации

Ненецкого автономного округа

от "27" мая 2010 г. N 82-п

Региональная программа  "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы"

Паспорт региональной программы "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы"

Наименование Программы

Региональная программа "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы"

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации"
 (вместе с "Планом мероприятий по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы")

Государственный заказчик Программы

Управление экономического развития Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа

Цели Программы

Обеспечение дальнейшего социально-экономического развития Ненецкого автономного округа путем создания условий конкурентоспособности региональной экономики посредством модернизации предприятий, снижения административных барьеров, совершенствования ценовой политики, развития малого и среднего предпринимательства

Исполнители Прогр аммы

Ненецкое Управление Федеральной антимонопольной службы (по согласованию),
 Органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа

Задачи Программы

Организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

 сокращение прямого участия органов государственной власти в хозяйственной деятельности;

 сокращение административных барьеров;

 повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти;

 развитие государственного заказа;

 развитие конкуренции в сфере розничной торговли;

 развитие конкуренции в сфере энергетики;

 развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

 развитие конкуренции в сфере малого предпринимательства
 развитие конкуренции в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе

Сроки реализации Программы

2010-2013 годы

Основные мероприятия Программы

Мероприятия, направленные на организацию сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

 мероприятия, направленные на сокращение прямого участия органов государственной власти в хозяйственной деятельности;

 мероприятия, направленные на снижение административных барьеров;

 мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти;

 мероприятия, направленные на развитие государственного заказа;

 мероприятия по развитию конкурентной среды на отраслевых рынках:
 в сфере розничной торговли;

 в сфере энергетики;

 в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

 в сфере малого предпринимательства;

 в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе

Источники финансирования Программы

Средства бюджета Ненецкого автономного округа, предусмотренные в том числе на содержание органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение уровня конкуренции в основных отраслях экономики округа;

 снижение барьеров для вхождения на рынки новых хозяйствующих субъектов;

 увеличение объемов производства и реализации продуктов питания на территории округа;

 развитие торговой и рыночной инфраструктуры

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Администрация Ненецкого автономного округа

1. Введение

Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим целенаправленное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая в широком смысле как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка.

Развитие конкуренции способствует развитию производства и стремлению производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции.

Конкурентоспособность региона как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:

наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;

способность региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.

Программное решение существующих проблем позволит обеспечить необходимые условия для снижения исключительной зависимости от условий развития нефтегазового комплекса, доминирующего в экономике региона, Качественно новый, более цивилизованный подход, будет способствовать развитию экономики региона, позволит создать новые рабочие места.

Основными недостатками подхода к развитию конкуренции без использования программно-целевых методов являются:

невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;

невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие конкуренции во всех основных отраслях экономики округа;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации.

Анализ и оценка конкурентной среды

на рынках товаров и услуг Ненецкого автономного округа

Основой развития экономики Ненецкого автономного округа является нефтедобывающая отрасль, обеспечивающая повышение статуса Ненецкого автономного округа в Российской Федерации и включение в глобальные рынки углеводородного сырья. В 2009 году в округе добыто нефти, включая газовый конденсат 18 742,4 тыс. тонн, что выше объемов соответствующего периода прошлого года на 28,1%, в том числе газового конденсата - 5,4 тыс. тонн, что на 8,0% выше объемов аналогичного периода прошлого года.

Остальные отрасли промышленности вносят незначительный вклад в экономику округа.

Продукция обрабатывающих предприятий округа производится в основном для внутреннего потребления жителей региона. Обрабатывающими предприятиями округа производятся следующие продукты питания: мясные изделия, молоко, хлеб, рыбная продукция. Прочие обрабатывающие производства развиты слабо, их основные виды - обувь и одежда из кожи и меха.

Для обрабатывающих предприятий округа характерны: высокая себестоимость производимой продукции, монохарактер структуры промышленных производств, высокая степень физического износа основных фондов, неэффективное управление, слабая инвестиционная составляющая.

С целью повышения конкурентоспособности региона необходимо обеспечить диверсификацию экономики Ненецкого автономного округа за счет создания новых секторов, совершенствования и дальнейшего развития имеющихся.

Анализ и оценка конкуренции в розничной торговле

В округе осуществляют свою деятельность 158 предприятий торговли, что составляет 13,8% от общего числа предприятий, работающих в округе.

Таблица 1. Характеристика изменений оборота розничной торговли по формам проявления


2009 г., млн.рублей

В % к 2008 г.

Декабрь 2009 г.  в % к

Справочно
  2008 г.  в % 2007 г.

ноябрю  2009 г.

декабрю
  2008 г.

0борот розничной торговли

4453,3

107,6

116,7

104,1

110,1

в том числе:

торгующих  организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары  вне  рынка

4453,3

107,6

116,7

104,1

110,1

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия, составляет 67,1% оборота розничной торговли, против 66,1% в 2008 году.

Таблица 2.Характеристика макроструктуры оборота розничной торговли


2009 г., млн. рублей

В % к 2008 г.

Декабрь
 2009 г.,
 млн. руб.

Декабрь 2009 г.  в % к

ноябрю
 2009 г.

декабрю
  2008 г.

Торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

2928,5

107,1

296,1

113,1

107,4

Непродовольственные товары

1524,8

108,5

145,5

124,7

97,9

Значительный объем торговли в округе приходится на предприятия потребительской кооперации. На территории округа расположен 41 сельский населенный пункт, потребительская кооперация осуществляет свою деятельность на территории 35 поселений, т.е. 10 потребительских обществ обслуживает более 80% сельского населения Ненецкого автономного округа. Деятельность организаций потребительской кооперации многоотраслевая: розничная и оптовая торговля, общественное питание, хлебопечение, бытовое обслуживание. В организациях потребительской кооперации на селе работает 473 человека.

Общий объем выручки от всех видов деятельности организаций потребительской кооперации округа за 2009 год составил 525,7 млн. рублей, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 42,7 млн. рублей.

На территории округа осуществляют деятельность 2 предприятия федеральных сетевых компаний. Сетевые компании регионального значения действуют только на территории г. Нарьян-Мара. Развитие сетевых компаний положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повышается качество торгового обслуживания населения, значительно растет уровень конкуренции на потребительском рынке.

Отрицательно сказывается на развитии торговли в округе отсутствие постоянного транспортного сообщения с другими регионами, которое приводит к образованию высоких розничных цен на товары. Круглогодичным является только авиационный транспорт, а транспортные услуги на авиаперевозки товара составляют в среднем 45 руб./кг. В связи с отсутствием автомобильного сообщения предприниматели вынуждены "закладывать" товары первой необходимости в период весеннего половодья на 2 месяца вперед, в осеннюю распутицу - на 3-4 месяца вперед. В результате средства практически на 6 месяцев в году изымаются из товарооборота, что существенно сказывается на работе торговых предприятий.

Анализ и оценка конкуренции в сфере энергетики

Энергетика населенных пунктов носит локальный характер. Производство и распределение электроэнергии в Ненецком автономном округе осуществляется ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", МП ЗР "Севержилкомсервис", колхозными электростанциями. Нефтедобывающие предприятия вырабатывают электрическую энергию для собственных нужд.

Основными факторами, тормозящими развитие конкуренции в сфере энергетики округа, являются:

высокая себестоимость электроэнергии в Ненецком автономном округе обусловлена низкой эффективностью генерации и использованием привозного топлива (дизельное топливо) в качестве основного;

изношенность производственных фондов, зачастую требующих полной замены с учетом требований современных технологий

неплатежи, затрагивающие, также предприятия, которые не подлежат отключению от услуг;

высокие энергопотери при доставке потребителю.

На территории округа реализуется ДЦП "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2010 годы", в рамках которой производятся реконструкция ЛЭП, приобретение и капитальный ремонт дизель - генераторов, строительство и ремонт ДЭС, строительство и реконструкция теплосетей и котельных в сельских населенных пунктах.

Анализ и оценка конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, так как данный комплекс затрагивает интересы всех жителей округа. Повышение устойчивости, надежности и финансовой стабильности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидация их дотационности - задачи, которые требуют неотложного решения.

Рынок жилищно-коммунальных услуг Ненецкого автономного округа представляет собой смешанный тип рынка, то есть состоит из конкурентных и монопольных секторов.

К конкурентному сектору относятся организации, оказывающие жилищные услуги (управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вывоз мусора).

Монопольный сектор представлен организациями коммунального комплекса, осуществляющими деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, электро - и газоснабжению.

Главными целями, стоящими перед органами исполнительной власти, являются обеспечение реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности его услуг всему населению при повышении их качества, устойчивости, надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, создание конкурентной среды на рынке оказания услуг населению, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, снижение нерациональных затрат.

Органами местного самоуправления проводится работа по развитию инициативы собственников жилья и созданию эффективных управляющих компаний, по развитию конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов.

В муниципальных образованиях разработаны методические рекомендации по созданию ТСЖ, для заинтересованных лиц проводятся консультации специалистов.

Ведутся переговоры с представителями малого и среднего бизнеса по привлечению их в сферу управления многоквартирными домами.

Через средства массовой информации ведется активная разъяснительная работа с населением.

Рынок коммунальных услуг относится к естественным локальным монополиям, в связи с этим конкуренция в данной сфере развита слабо.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»