АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2010 года N 82-п
Об утверждении региональной программы "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 18 июня 2014 года N 210-п
____________________________________________________________________
{В редакции постановлений Администрации Ненецкого автономного округа от 21.12.2010 N 258-п, от 16.08.2011 N 163-п, от 10.11.2011 N 242-п, от 07.12.2011 N 283-п, от 30.05.2012 N 127-п, от 17.10.2012 N 308-п, от 20.03.2013 N 98-п, от 04.09.2013 N 338-п}
Руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации", Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Ненецкого автономного округа
И.Г.Федоров
Постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от "27" мая 2010 г. N 82-п
Региональная программа "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы"
Наименование Программы | Региональная программа "Развитие конкуренции в Ненецком автономном округе на 2010-2013 годы" |
Основания для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" |
Государственный заказчик Программы | Управление экономического развития Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа |
Цели Программы | Обеспечение дальнейшего социально-экономического развития Ненецкого автономного округа путем создания условий конкурентоспособности региональной экономики посредством модернизации предприятий, снижения административных барьеров, совершенствования ценовой политики, развития малого и среднего предпринимательства |
Исполнители Прогр аммы | Ненецкое Управление Федеральной антимонопольной службы (по согласованию), |
Задачи Программы | Организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; |
Сроки реализации Программы | 2010-2013 годы |
Основные мероприятия Программы | Мероприятия, направленные на организацию сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; |
Источники финансирования Программы | Средства бюджета Ненецкого автономного округа, предусмотренные в том числе на содержание органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение уровня конкуренции в основных отраслях экономики округа; |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Администрация Ненецкого автономного округа |
Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим целенаправленное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая в широком смысле как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка.
Развитие конкуренции способствует развитию производства и стремлению производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции.
Конкурентоспособность региона как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:
наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;
способность региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить необходимые условия для снижения исключительной зависимости от условий развития нефтегазового комплекса, доминирующего в экономике региона, Качественно новый, более цивилизованный подход, будет способствовать развитию экономики региона, позволит создать новые рабочие места.
Основными недостатками подхода к развитию конкуренции без использования программно-целевых методов являются:
невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие конкуренции во всех основных отраслях экономики округа;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации.
Анализ и оценка конкурентной среды
на рынках товаров и услуг Ненецкого автономного округа
Основой развития экономики Ненецкого автономного округа является нефтедобывающая отрасль, обеспечивающая повышение статуса Ненецкого автономного округа в Российской Федерации и включение в глобальные рынки углеводородного сырья. В 2009 году в округе добыто нефти, включая газовый конденсат 18 742,4 тыс. тонн, что выше объемов соответствующего периода прошлого года на 28,1%, в том числе газового конденсата - 5,4 тыс. тонн, что на 8,0% выше объемов аналогичного периода прошлого года.
Остальные отрасли промышленности вносят незначительный вклад в экономику округа.
Продукция обрабатывающих предприятий округа производится в основном для внутреннего потребления жителей региона. Обрабатывающими предприятиями округа производятся следующие продукты питания: мясные изделия, молоко, хлеб, рыбная продукция. Прочие обрабатывающие производства развиты слабо, их основные виды - обувь и одежда из кожи и меха.
Для обрабатывающих предприятий округа характерны: высокая себестоимость производимой продукции, монохарактер структуры промышленных производств, высокая степень физического износа основных фондов, неэффективное управление, слабая инвестиционная составляющая.
С целью повышения конкурентоспособности региона необходимо обеспечить диверсификацию экономики Ненецкого автономного округа за счет создания новых секторов, совершенствования и дальнейшего развития имеющихся.
Анализ и оценка конкуренции в розничной торговле
В округе осуществляют свою деятельность 158 предприятий торговли, что составляет 13,8% от общего числа предприятий, работающих в округе.
2009 г., млн.рублей | В % к 2008 г. | Декабрь 2009 г. в % к | Справочно | ||
ноябрю 2009 г. | декабрю | ||||
0борот розничной торговли | 4453,3 | 107,6 | 116,7 | 104,1 | 110,1 |
в том числе: | |||||
торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка | 4453,3 | 107,6 | 116,7 | 104,1 | 110,1 |
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия, составляет 67,1% оборота розничной торговли, против 66,1% в 2008 году.
2009 г., млн. рублей | В % к 2008 г. | Декабрь | Декабрь 2009 г. в % к | ||
ноябрю | декабрю | ||||
Торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями | 2928,5 | 107,1 | 296,1 | 113,1 | 107,4 |
Непродовольственные товары | 1524,8 | 108,5 | 145,5 | 124,7 | 97,9 |
Значительный объем торговли в округе приходится на предприятия потребительской кооперации. На территории округа расположен 41 сельский населенный пункт, потребительская кооперация осуществляет свою деятельность на территории 35 поселений, т.е. 10 потребительских обществ обслуживает более 80% сельского населения Ненецкого автономного округа. Деятельность организаций потребительской кооперации многоотраслевая: розничная и оптовая торговля, общественное питание, хлебопечение, бытовое обслуживание. В организациях потребительской кооперации на селе работает 473 человека.
Общий объем выручки от всех видов деятельности организаций потребительской кооперации округа за 2009 год составил 525,7 млн. рублей, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 42,7 млн. рублей.
На территории округа осуществляют деятельность 2 предприятия федеральных сетевых компаний. Сетевые компании регионального значения действуют только на территории г. Нарьян-Мара. Развитие сетевых компаний положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повышается качество торгового обслуживания населения, значительно растет уровень конкуренции на потребительском рынке.
Отрицательно сказывается на развитии торговли в округе отсутствие постоянного транспортного сообщения с другими регионами, которое приводит к образованию высоких розничных цен на товары. Круглогодичным является только авиационный транспорт, а транспортные услуги на авиаперевозки товара составляют в среднем 45 руб./кг. В связи с отсутствием автомобильного сообщения предприниматели вынуждены "закладывать" товары первой необходимости в период весеннего половодья на 2 месяца вперед, в осеннюю распутицу - на 3-4 месяца вперед. В результате средства практически на 6 месяцев в году изымаются из товарооборота, что существенно сказывается на работе торговых предприятий.
Анализ и оценка конкуренции в сфере энергетики
Энергетика населенных пунктов носит локальный характер. Производство и распределение электроэнергии в Ненецком автономном округе осуществляется ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", МП ЗР "Севержилкомсервис", колхозными электростанциями. Нефтедобывающие предприятия вырабатывают электрическую энергию для собственных нужд.
Основными факторами, тормозящими развитие конкуренции в сфере энергетики округа, являются:
высокая себестоимость электроэнергии в Ненецком автономном округе обусловлена низкой эффективностью генерации и использованием привозного топлива (дизельное топливо) в качестве основного;
изношенность производственных фондов, зачастую требующих полной замены с учетом требований современных технологий
неплатежи, затрагивающие, также предприятия, которые не подлежат отключению от услуг;
высокие энергопотери при доставке потребителю.
На территории округа реализуется ДЦП "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2010 годы", в рамках которой производятся реконструкция ЛЭП, приобретение и капитальный ремонт дизель - генераторов, строительство и ремонт ДЭС, строительство и реконструкция теплосетей и котельных в сельских населенных пунктах.
Анализ и оценка конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, так как данный комплекс затрагивает интересы всех жителей округа. Повышение устойчивости, надежности и финансовой стабильности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидация их дотационности - задачи, которые требуют неотложного решения.
Рынок жилищно-коммунальных услуг Ненецкого автономного округа представляет собой смешанный тип рынка, то есть состоит из конкурентных и монопольных секторов.
К конкурентному сектору относятся организации, оказывающие жилищные услуги (управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вывоз мусора).
Монопольный сектор представлен организациями коммунального комплекса, осуществляющими деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, электро - и газоснабжению.
Главными целями, стоящими перед органами исполнительной власти, являются обеспечение реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности его услуг всему населению при повышении их качества, устойчивости, надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, создание конкурентной среды на рынке оказания услуг населению, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, снижение нерациональных затрат.
Органами местного самоуправления проводится работа по развитию инициативы собственников жилья и созданию эффективных управляющих компаний, по развитию конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов.
В муниципальных образованиях разработаны методические рекомендации по созданию ТСЖ, для заинтересованных лиц проводятся консультации специалистов.
Ведутся переговоры с представителями малого и среднего бизнеса по привлечению их в сферу управления многоквартирными домами.
Через средства массовой информации ведется активная разъяснительная работа с населением.
Рынок коммунальных услуг относится к естественным локальным монополиям, в связи с этим конкуренция в данной сфере развита слабо.