АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 сентября 2012 года N 257-п
Об утверждении региональной программы "О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2013 года N 481-п
____________________________________________________________________
{В редакции постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 27.02.2013 N 70-п}
Администрация Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить региональную программу "О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Заместитель главы Администрации
Ненецкого автономного округа
по строительству, транспорту, энергетике
и жилищно-коммунальному хозяйству
Ю.Е. Тельтевский
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2015 годы" Паспорт региональной программы "О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2015 годы"
Наименование программы | О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2013-2015 годы (далее - Программа). |
Исполнители Программы | Управление труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, Казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения". |
Основание для разработки Программы | |
Срок и этапы реализации Программы | 2013-2015 годы. Реализуется в один этап. |
Цель Программы | Создание условий роста занятости экономически неактивного населения. |
Задача Программы | Содействие трудоустройству многодетных родителей, родителей детей-инвалидов и незанятых инвалидов. |
Основные мероприятия Программы | Создание дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства незанятых инвалидов, дополнительных рабочих мест (в том числе надомных) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объём финансирования составляет 4 306,8 тыс. рублей, в том числе: - в 2013 году - 1471,8 тыс. рублей из них 1 141,8 тыс. рублей направлены на мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов ; |
Показатели результативности Программы | Предупреждение роста безработицы и напряженности на рынке труда; |
Показатели эффективности реализации Программы | Общая численность участников дополнительных мероприятий 62 человек, в том числе: - в 2013 году 17 человек; |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение проблем рационального использования трудовых ресурсов, создание условий роста занятости экономически неактивного населения, и, следовательно, на расширение занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
На фоне ослабления кризисных явлений в экономике и снижения уровня безработицы вновь актуальной становится проблема дефицита трудовых ресурсов. В этих условиях возрастает значение рационального использования имеющихся трудовых ресурсов и интеграции в трудовую деятельность лиц, испытывающих трудности в поиске работы.
В 2011 году доля инвалидов из общего числа обратившихся в КУ НАО "Центр занятости населения" (далее - центр занятости) граждан составила 2,7 % (61 человек из 2266 человек), при этом 47,5 % из них постоянно проживают в сельской местности, где практически отсутствуют вакантные рабочие места для инвалидов.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - работодатели), осуществляющие деятельность на территории Ненецкого автономного округа, неохотно создают рабочие места для инвалидов, многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов.
Коэффициент эффективности трудоустройства безработных граждан, имеющих инвалидность составляет 29,5 %, что в 1,6 раза ниже аналогичного показателя по общей численности безработных граждан (29,5 % против 49,7 % соответственно), что в первую очередь обусловлено ограничением физических возможностей инвалидов, которые действительно являются наиболее социально незащищенной категорией безработных граждан. Поиск рабочих мест для них требует более длительного и тщательного подхода.
В составе безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости, инвалиды составляют 4,9 %.
Продолжительность периода регистрируемой безработицы у инвалидов выше, чем у других категорий, и составляет более 4,0 месяца по сравнению с 3,0 месяцами средней длительности безработицы по всей совокупности безработных граждан.
Доля безработных инвалидов в составе безработных граждан, ищущих работу более года, составляет 4,5 %.
Дисбаланс между спросом на рабочую силу и предложением рабочих мест для инвалидов обусловлен также следующими факторами.
Часто возникают противоречия между работодателями и работниками по поводу соответствия рабочего места, созданного для инвалида, профессионально-качественным характеристикам работника-инвалида. При наличии со стороны инвалидов спроса на рабочие места практически отсутствует их предложение. Очень часто отсутствие у самого инвалида мотивации к труду является основной проблемой в процессе работы с ним по его трудоустройству.
В профессионально-квалификационном составе безработных инвалидов преобладают неквалифицированные рабочие (50%). Рабочие, имеющие квалификацию, составляют 32%, специалисты среднего и высшего уровня квалификации - соответственно 18 % и 0,0%.
Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и малочисленный банк вакансий для данной категории граждан усложняет решение вопроса их трудоустройства. У 79% инвалидов рекомендации в индивидуальной программе реабилитации носят общий характер, и практически не способствуют их адаптации в сфере труда. Как правило, фиксируются противопоказания к тяжелому физическому труду, работе в ночные смены или рекомендуется работа по профессиям, вакансии по которым отсутствуют (лифтер, диспетчер по приему заявок по телефону, слесарь по мелкому ремонту, сторож).
Однако, рекомендации специалистов органов медико-социальной экспертизы сосредоточены в основном на медицинских особенностях человека, хотя должны быть в неменьшей степени ориентированы на спрос рабочей силы, возможность предоставления практической помощи гражданину специалистами центра занятости и работодателями в трудоустройстве, переобучении либо в выборе наиболее оптимальных вариантов технических средств, облегчающих труд инвалидов.
За шесть месяцев 2012 года из 33 обратившихся инвалидов 9 были трудоустроены, к профессиональному обучению приступил 1 инвалид, имеющий показания к труду. Услуги по профессиональной ориентации получили 15 инвалидов, по психологической поддержке получили 7 инвалидов, 7 человек приняли участие в программах социальной адаптации для длительно безработных граждан "Клуб ищущих работу".
На 1 июля 2012 года на учете в центре занятости состоят 24 многодетных родителя, причем все они проживают в сельской местности. За период 2012 года 8 граждан указанной категории были временно трудоустроены, как испытывающие трудности с выплатой материальной поддержки в соответствии с ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения Ненецкого автономного округа на 2012 год". Среди городского населения безработные граждане, воспитывающие детей-инвалидов, а также многодетные родители отсутствуют.
Основными проблемами при содействии в трудоустройстве многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, являются дефицит мест в детских садах или невозможность организации социального ухода за детьми в период занятости матери, слабое развитие института надомного труда, отсутствие профессионального образования у родителей либо длительный перерыв в профессиональной деятельности. Вместе с тем, нередки случаи проявления отдельными родителями элементов социального иждивенчества и потребительства, готовности и в дальнейшем существовать на социальные пособия.
Необходимо отметить, что для эффективной реализации дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей требуется активное участие окружных и муниципальных учреждений.
Финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей осуществляется в Ненецком автономном округе в 2012 году согласно региональной программе "О мероприятиях по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на 2012 год" за счет средств федерального бюджета в размере 95 % и средств окружного бюджета в размере 5 %.
Размер возмещения работодателю затрат на создание и оснащение рабочего места (приобретение, монтаж и установку оборудования) составляет от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за одно рабочее место.
Вместе с тем, во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 27 апреля 2012 г. N ВП-П12-17пр и с учетом рекомендаций, определенных протоколом заседания Координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе от 29 июня 2012 г. необходимо предусмотреть в бюджете Ненецкого автономного округа средства на финансирование в 2013-2015 годах мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей с учетом необходимости создания специально оборудованных (оснащенных) рабочих мест.
В свою очередь это предполагает создание особых условий, форм и методов работы, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников, в том числе инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, реализацию их прав на защиту от безработицы.
Для достижения поставленных целей и решения обозначенных выше проблем на рынке труда Ненецкого автономного округа необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти, местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является Программа.
II. Цели, задачи, сроки реализации Программы, целевые показатели
Государственная политика, проводимая в Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, их образования, занятости, направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в том числе права на труд.
Вместе с тем, трудоустройство инвалидов осложнено тем, что для осуществления трудовых функций требуется организация работодателем дополнительных рабочих мест (в том числе специальных), включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения рабочего места и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Однако, многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, особенно в сфере малого предпринимательства, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест.
Помимо инвалидов, к категориям граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке государства, относятся также родители, воспитывающие детей-инвалидов и многодетные родители. Их трудоустройство зачастую осложнено невозможностью совмещать работу и воспитание ребенка (детей), ребенка-инвалида, нуждающихся в постоянном уходе.
Целью настоящей Программы является создание условий роста занятости экономически неактивного населения.
Достижение цели предполагает решение следующей задачи - содействие трудоустройству многодетных родителей, родителей детей-инвалидов и незанятых инвалидов.
Для решения вопросов стимулирования работодателей в приеме на работу инвалидов и создания для них рабочих мест (в том числе специальных), а также расширения возможностей трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей наиболее эффективным и целесообразным является увеличение размера возмещения работодателю затрат на создание и оснащение рабочего места (приобретение, монтаж и установку оборудования) до 70,0 тыс. рублей на одно рабочее место с учетом возмещения расходов на аттестацию по условиям труда каждого рабочего места.
Показателями Программы являются:
Показатель в годовом исчислении | Всего | 2013 | 2014 | 2015 |
Создание специализированных рабочих мест, в том числе: | 62 | 17 | 19 | 26 |
для незанятых инвалидов | 29 | 11 | 8 | 10 |
для многодетных родителей | 30 | 5 | 10 | 15 |
для родителей, воспитывающих детей-инвалидов | 3 | 1 | 1 | 1 |
В качестве целевых индикаторов Программы предусматриваются количественные показатели по видам программных мероприятий (представлены в Приложении N 1 к Программе).
Целевые индикаторы Программы подлежат корректировке в зависимости от изменения ситуации на рынке труда округа и объемов выделенных средств на мероприятия Программы.
Программа реализуется в один этап.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Реализация Программы и использование средств федерального бюджета, выделяемых на ее реализацию, осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Федеральной службой по труду и занятости и Администрацией Ненецкого автономного округа.
Средства бюджета Ненецкого автономного округа направляются на финансирование расходов по следующим направлениям мероприятий Программы:
1) содействие трудоустройству незанятых инвалидов - на возмещение затрат работодателю на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительного рабочего места (в том числе специального) для трудоустройства незанятого инвалида;
2) содействие трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - на возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительного рабочего места (в том числе надомного) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;
3) возмещение работодателям затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда каждого создаваемого рабочего места.
Перечень работодателей, готовых оказать содействие в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и незанятых инвалидов устанавливается Администрацией Ненецкого автономного округа.
Предоставление и расходование финансовых средств на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и незанятых инвалидов, осуществляется в порядке, установленном Администрацией Ненецкого автономного округа.
Управление труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа вправе вносить предложения о внесении изменений в Программу.
V. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства окружного бюджета. В соответствии с частью 2 пункта 1.1. статьи 22 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.