Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В 2011 - 2013 ГОДАХ" (с изменениями на: 12.12.2013)

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В центральных российских и ведущих зарубежных средствах массовой информации недостаточно выражено представление о Ненецком автономном округе как об одном из наиболее динамично развивающихся и инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. На основании ведущегося Управлением Информсвязь НАО мониторинга СМИ продолжают фиксироваться факты, когда Ненецкий автономный округ называется Ямало-Ненецким автономным округом и наоборот. Ненецкий автономный округ отдельными СМИ и экспертами представляется как субъект РФ с ограниченными полномочиями и практически объединенной бюджетной системой с Архангельской областью.

До последнего времени имеющаяся система электронных и печатных средств массовой информации обеспечивала лишь решение вопросов информирования населения о деятельности исполнительных и представительного органов государственной власти на региональном уровне.

В 2010 году в первую очередь благодаря мероприятиям, реализованным в рамках ведомственной целевой программы "Информационное обеспечение субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа в 2010 году", наметилась тенденция к увеличению числа позитивных информационных материалов, характеризующих инвестиционно привлекательный образ НАО, снижению искажений и неверных представлений о Ненецком автономном округе, но этого явно недостаточно для формирования у населения России и ближайших северных стран целостного представления об округе и его инвестиционной привлекательности.

Для дальнейшего развития экономики и социальной сферы Ненецкого автономного округа, успешного решения задач, стоящих перед исполнительными органами государственной власти НАО, необходимо продолжить работу по масштабному и эффективному представлению НАО в центральных российских и ведущих зарубежных средствах массовой информации.

Данные цели возможно достичь, используя методы программно-целевого планирования. Для этого необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на формирование инвестиционной привлекательности региона, продвижение бренда округа, развитие системы взаимодействия с региональными, центральными и зарубежными СМИ, организацию имиджевых мероприятий на территории НАО, организацию двухсторонней связи через систему мониторинга СМИ и проведение социологических исследований.

Подтверждением недостаточной информированности российской общественности о ситуации в НАО говорит и тот факт, что по данным Медиалогии в 2009 году число публикаций с упоминанием ключевых для региона персон НАО составило 950 публикаций (11 место из 11 регионов по Северо-Западному Федеральному округу), что по сравнению с Псковской областью, занявшей 10 место, почти в 3 раза меньше (2100 упоминаний). По данному же рейтингу индекс информационного благоприятствования для НАО не превышал 5 единиц (для других регионов СЗФО этот показатель в среднем составляет 25 - 30 пунктов). При этом число упоминаний о НАО в федеральных СМИ и информационных агентствах не превышает в среднем 30 - 35 публикаций в месяц. Для других регионов СЗФО этот показатель составляет минимум в 100 - 120 публикаций в месяц.

Число предлагаемых к реализации инвестиционных предложений НАО в 2006 - 2009 годах не изменялось и согласно путеводителю по торговле и инвестициям "Россия: все регионы" (М., 2006) составляло всего 7 единиц.

В 2009 году широко освещалось в федеральных и региональных СМИ только 1 крупное событие (80-летие НАО). Тогда как подобный интерес для СМИ могут представлять не менее 3 - 4 событий. При этом представители СМИ, побывавшие с визитом на территории НАО, сделали в среднем 1 публикацию по итогам поездки, тогда как эффективной является показатель не менее 2.

Согласно проведенному в начале 2009 года центром социально-политических исследований Стига социологическому опросу степень информированности населения НАО о деятельности и решениях органов государственной власти округа не превышала 30%, а степень удовлетворенности населения информационной открытостью органов исполнительной власти округа - 20%.

С началом реализации ВЦП "Информационное обеспечение субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа в 2010 году" ситуация начала меняться в лучшую сторону:

- число предлагаемых к реализации инвестиционных предложений НАО в рамках программ "Северное измерение", "Коларктик" увеличилось с 7 (по данным по состоянию на конец 2009 года) до 13 - по состоянию на июнь 2010 года (Петербургский международный экономический форум);

- во втором квартале 2010 года широко освещалось в федеральных и региональных СМИ 2 крупных события (в 2009 году - одно за весь период). При этом представители СМИ, побывавшие с визитом на территории НАО для их освещения, сделали в среднем не менее 2 публикаций по итогам поездки;

- индекс информационного благоприятствования для НАО увеличился с 2 (в 2009 году) до 3 - 5 пунктов (в апреле - июле 2010 года), однако для других регионов СЗФО данный показатель превышает уровень в 25 - 30 пунктов;

- число упоминаний о НАО в федеральных СМИ и информационных агентствах возросло до 45 - 50 публикаций в месяц против 30 - 35 публикаций в месяц в 2009 году.

Для более полного и масштабного продвижения Ненецкого автономного округа на всероссийском и международном уровне необходима реализация ведомственной целевой программы "Информационное обеспечение субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа в 2011 - 2013 годах".

Еще одним важным направлением реализации Программы является освещение деятельности некоммерческих организаций округа, а также их финансовая поддержка. Сегодня можно говорить о том, что НКО - это один из главных источников инноваций в сфере социальных услуг и социальной защиты. Немало социальных технологий, применяемых сейчас в бюджетной сфере (например, методики работы с жертвами домашнего насилия, с детьми из неблагополучных семей, облагораживание придомовых территорий, программы обучения граждан), были впервые опробованы именно такими организациями.

Инновационный потенциал НКО вытекает из самого характера их деятельности: они мобильнее, ближе к потребителю услуг, способны быстро меняться и подстраиваться под ситуацию. Негосударственная организация, которая получает финансирование на конкурсной основе, должна предложить более выгодный проект и продемонстрировать четкий результат.

В НАО активность НКО находится на низком уровне, реализуемые ими проекты не находят должного освещения в СМИ. Отсутствие регистрации НКО НАО в качестве юридических лиц не позволяет им реализовывать социально значимые проекты с привлечением бюджетных средств, а также средств международных организаций. На федеральном уровне в последнее время уделяется повышенное внимание вопросам, связанным с реализацией социальной политики и модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации. В этой связи Ненецкого автономному округу необходимо уже в ближайшее время расширить работу по взаимодействию с некоммерческими организациями.

Мероприятия Программы позволяют активизировать деятельность НКО путем выделения грантов на реализацию социальных проектов, широкого освещения деятельности зарегистрированных организаций, а также проведения работы с общественными объединениями граждан, направленной на институлизацию их деятельности.