Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы" (утратило силу на основании постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п)

Паспорт подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурами в целях жилищного строительства"


Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурами в целях жилищного строительства" (далее - подпрограмма)

Государственный
 Заказчик подпрограммы

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа

Цель подпрограммы

Комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья, в том числе жилья эконом-класса и малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Задачи подпрограммы

Государственная поддержка комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья, в том числе жилья эконом-класса и малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Целевые показатели подпрограммы

- общая площадь жилых помещений, которые будут построены на подготовленных земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;

 - показатель протяженности автомобильных дорог местного значения;

Сроки и этапы реализации подпрограммы

Программа реализуется в сроки с 2011 года по 2022 год в два этапа:
 первый этап - 2011-2015 годы;

 второй этап - 2016-2022 годы.

Перечень основным программных мероприятий

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по формированию земельных участков для жилищного строительства, освоению и развитию территорий для жилищного строительства , предусматривающих обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, в том числе, высвободившихся после сноса непригодного жилищного фонда, и обеспечение транспортной доступности новых районов комплексной жилищной застройки

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы - 1 739 019,6 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 г. - 222 266,4 тыс. руб.;

 2012 г. - 147 823,4 тыс. руб.;

 2013 г. - 330 509,6 тыс. руб.;

 2014 г. - 300 222,3 тыс. руб.;

 2015 г. - 91 259,6 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 646 938,3 тыс. руб.,
 в том числе:
 -  средства окружного бюджета - 1 686 849,1 тыс. руб., в т.ч. по годам:
 2011 г. - 215 598,4 тыс. руб.;

 2012 г. - 143 388,7 тыс. руб.;

 2013 г. - 320 594,3 тыс. руб.;

 2014 г. - 291 215,7 тыс. руб.;

 2015 г. - 88 521,8 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 627 530,2 тыс. руб.;

 - средства местных бюджетов - 52 170,5 тыс. руб., в т.ч. по годам:
 2011 г. - 6 668,0 тыс. руб.;

 2012 г. - 4 434,7 тыс. руб.;

 2013 г. - 9 915,3 тыс. руб.;

 2014 г. - 9 006,6 тыс. руб.;

 2015 г. - 2 737,8 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 19 408,1 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности подпрограммы

- общая площадь жилых помещений, которые будут построены на земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в рамках подпрограммы - 270,0 тыс. кв. м, в том числе на первом этапе – 163,5 тыс.кв. метров;

 - увеличение протяженности автомобильных дорог местного значения на 6,0 км.

Организация контроля за реализацией подпрограммы

Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа и Управлением финансов Ненецкого автономного округа

I. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Отсутствие достаточного (превышающего спрос) количества сформированных и обеспеченных необходимой инженерной (коммунальной) инфраструктурой земельных участков, а также разработанных градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для жилищного строительства земельным участкам в границах муниципального района "Заполярный район" и городского округа "Город Нарьян-Мар" , отсутствие разработанных и утвержденных региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, является существенным препятствием для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе малоэтажного.

На территории округа также существует потребность в обеспечении граждан земельными участками для индивидуального жилищного строительства.

Практически все земельные участки, включенные в границы населенных пунктов и предусмотренные для жилищного строительства в соответствие с утвержденными генеральными планами, не обеспечены инженерной (коммунальной) инфраструктурой.

Среди основных проблем в сфере жилищного строительства вопрос подготовки земельных участков под жилищное строительство является одним из ключевых как с точки зрения сокращения сроков строительства, так и с точки зрения возможного снижения его стоимости.

Решение данных проблем необходимо для увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.

В настоящее время в округе отмечается завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченная возможность использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства.

Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной и транспортной инфраструктурами.

Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.

Потребность в обеспечении земельных участков высвободившихся в результате сноса непригодного жилья, а также земельных участков комплексной жилищной застройки коммунальной инфраструктурой и потребность в обеспечении транспортной доступности участков комплексной жилищной застройки обусловлена необходимостью ускоренного решения одной из самых острых социальных проблем - обеспечения жильем населения округа.

В целях решения данной проблемы, только в рамках подпрограмм "Строительство специализированного жилищного фонда и жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма" и "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа", входящих в долгосрочную целевую программу Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы", планируется обеспечить ввод жилья общей площадью 260,5 тыс. кв. метров, в том числе на первом этапе их реализации в период с 2011 по 2015 год - 158,5 тыс. кв. метров. Необходимость принятия мер, направленных на обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурами, вызвана также и активизацией индивидуального жилищного строительства на территории округа.

Учитывая ограниченные возможности местных бюджетов, без финансовой поддержки из регионального бюджета решение данных вопросов будет невыполнимо.

Для этих целей необходимо предоставление субсидий местным бюджетам на создание коммунальной инфраструктуры для строительства жилья экономического класса при наличии утверждённых программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

В рамках муниципальных программ реализация мероприятий может осуществляться в форме:

- предоставления субсидий юридическим лицам - производителям работ, услуг в сфере жилищного строительства в целях возмещения понесенных ими затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходов на создание коммунальной инфраструктуры;

- размещения заказа на строительство коммунальной инфраструктуры для строительства жилья экономического класса.

Предоставление субсидий позволит реализовать следующие механизмы создания и обновления объектов коммунальной инфраструктуры:

- при реализации проектов жилищного строительства в случаях, когда инвестиционная программа организации коммунального комплекса не утверждена либо в ней не предусмотрены необходимые объекты коммунальной инфраструктуры, строительство объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется за счёт средств организаций - застройщиков. Компенсация произведенных затрат застройщика производится при условии фиксации на этапе строительства для физических лиц цены приобретения построенного жилья. При предоставлении субсидий поддержка оказывается только проектам строительства жилья экономического класса;

- в рамках муниципального заказа планируется осуществить инженерно-техническое обеспечение существующих жилых застроек, в первую очередь индивидуального жилья, где отсутствует коммунальная инфраструктура, и строительство которой позволит обеспечить дополнительный ввод жилья в ближайшее время. Заказчиками строительства сетей инженерно-технического обеспечения могут выступать органы местного самоуправления или муниципальные организации коммунального комплекса.

Органы местного самоуправления могут осуществлять строительство объектов коммунальной инфраструктуры к перспективным для жилищного строительства земельным участкам, инвестиционная привлекательность которых для застройщиков очень низкая из-за большой удаленности от существующих сетей инженерно-технического обеспечения.

В рамках реализации подпрограммы планируется стимулировать процесс строительства сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства за счёт средств организаций коммунального комплекса, предусмотренных их инвестиционными программами.

Поэтому в рамках реализации данных мероприятий предусматривается следующий механизм строительства объектов коммунальной инфраструктуры.

Создание сетей инженерно-технического обеспечения осуществляется организациями коммунального комплекса. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы разрабатываются на основе утвержденных органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время имеются два проекта комплексной застройки территории общей площадью 230 тыс. кв.м. Строительство коммунальной инфраструктуры в рамках указанных проектов позволит обеспечить ввод более 61 тыс.кв. метров жилья.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой и обеспечения транспортной доступности новых земельных участков комплексной жилищной застройки требует использования программно-целевого метода для их решения. Реализация комплексного подхода позволит обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства.