Ненецкий автономный округ расположен в европейской части России, но не имеет железнодорожного и автомобильного сообщения с другими субъектами федерации.
Отсутствие дорог, которые можно использовать круглый год, является главным тормозом социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. Округ связан с Большой землей рекой Печерой, морским (с Архангельском) и воздушным транспортом (с Москвой, Санкт-Петербургом и Архангельском). Зимой устанавливается сухопутный путь. Главная нагрузка по доставке грузов приходится на водный транспорт.
Отсутствие наземных коммуникаций круглогодичного действия, ограниченные сроки морской и речной навигации наличие зимних дорог-факторы специфики транспортного комплекса.
Основные мероприятия по усовершенствованию и развитию транспортной инфраструктуры округа приводятся по видам транспорта с учетом главных федеральных интересов, сосредоточенных на его территории.
Автомобильные дороги
Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с завершением строительства автодороги Нарьян-Мар-Усинск (65км), что включено в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 г.г." для подключения НАО к общероссийской транспортной системе посредством наземного транспорта. Кроме того, строительство автомобильных дорог общего пользования на территории округа и из Архангельской области в НАО до населенного пункта Несь.
Для совершенствования и развития сети территориальных дорог округа намечается проработка транспортного коридора для пропуска транспорта в восточные районы НАО и Республику Коми из Архангельской области:
- строительство автомобильных дорог Нарьян-Мар-Усинск и Мезень-Несь;
- реконструкция автомобильной дороги Нарьян-Мар-Красное с последующим строительством моста через реку Куя;
- строительство автомобильных дорог круглогодичного действия к населенным пунктам Шойна, Индига, Осколково, Вангурей, Варандей с выходом на автомобильную дорогу Архангельская область-Несь-Нарьян-Мар-Усинск.
Перспективы автодорожного строительства связаны с развитием мест рекреации и туризма.
Строительство дорог, круглый год пригодных к эксплуатации, связывающих округ с Республикой Коми через Усинск и с Архангельской областью через Мезень, а в перспективе и с Ямало-Ненецким округом, позволит включить в хозяйственный оборот территорию Крайнего Севера, ускорит освоение природных ресурсов и явится импульсом для развития.
Железнодорожный транспорт
В настоящее время железнодорожного транспорта на территории округа нет.
Среди основных направлений формирования и развития материковых транспортных коридоров особое внимание уделяется созданию железнодорожных магистралей Белкомур (Архангельск - Сыктывкар - Пермь) и Баренцкомур (Индига - Ухта - Пермь), строительству перехода Лабытнанги-Троицко-Печорск-Ивдель-Енисейск-Усть-Кут, ветки Воркута-Усть-Кара. Эти системы обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцевого и Карского морей с портами Тихого океана, определяют новые направления выхода сырьевых регионов Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки, способствуют формированию новых минерально-сырьевых потоков.
В соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации стратегией развития железнодорожного транспорта в период до 2030 года на территории округа намечено строительство железной дороги к новому порту Индига-Баренцкомур (Индига-Ухта-Пермь), протяженностью 612км и Воркута-Усть-Кара, протяженностью 210км. Учитывая в перспективе возможность организации в п.Амдерма горно-добывающего предприятия на базе существующих ресурсов твердых полезных ископаемых, строительство вахтового поселка для обслуживания магистрального газопровода Бованенково-Ухта (Ямало-Ненецкий округ) возможна рекомендация строительства железной дороги Воркута-Амдерма.
Общее протяжение железных дорог в границах округа к концу расчетного срока намечается порядка 1100км.
Строительство железной дороги от Усинска до Нарьян-Мара, намечаемое в предыдущих проектах при анализе существующего положения свидетельствует о том, что данная стройка не несет в себе элементов государственной стратегии и реально возможна за счет нефтяных компаний Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром т.д.
Речной транспорт
Главной проблемой развития Нарьян-Марского морского порта является:
- проведение дноуглубительных работ подходного канала в Печорской губе, так как глубина канала составляет на некоторых участках порядка 3,8м, что не позволяет осуществлять заходы морских судов среднего и большого водоизмещения.
- реконструкция причальных сооружений порта
- реконструкция Нарьян-Марского морского торгового порта с целью увеличения производственных мощностей и грузооборота до 500тыс. тн в год.
В связи с новыми перспективами экономического освоения территории НАО и повышением интенсивности эксплуатации Северного морского пути могут появиться реальные условия для возрождения порта Амдерма, который в настоящее время находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
В связи с интенсивным освоением нефтегазовых месторождений рассматривается проект, связанный с созданием морского перевалочного терминала в Индиге. Проектом Ненецкого трубопроводного консорциума (НТК) предлагается строительство порта мощностью 30млн.тн.в год на мысе Святой Нос в Индигской губе, природные условия бухты обеспечивают свободный вход крупнотоннажного флота с Атлантики в круглогодичном режиме плавания с привлечением ледокольных средств в течение 3-4 месяцев. Особо отмечается стратегическая значимость строительства нового порта Индига на трассе СМП. Стратегия развития СМП предусматривает рост перевозок по трассе в 2010 г до 12млн.тн, в 2020г до50млн.тн. Согласно этой Стратегии объектами обеспечения СМП являются г.г.Мурманск и Архангельск.
Кроме того, в ЗАО "ЦНИИМФ" С-Петербург в 2006г разработано концептуальное предложение по строительству нового многопрофильного порта в Чешской Губе условно названного "Ненецк" мощностью 30млн.тн в год. Акватория будущего порта Ненецк достаточно защищена от воздействия экстремальных погодных условий. Развитие порта позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта по схеме Харьяга-Индига с организацией терминала отгрузки в районе мыса Большой Румяничный
Но Индига-наиболее перспективный вариант создания нового погрузочного порта в Баренцевом море. Когда к Индиге подойдет не только нефтепровод, но и железная дорога-порт из специализированного терминала по отгрузке углеводородов превратится в порт широкого профиля.
Нарьян-Марский речной порт летом имеет водное сообщение с Архангельском и населенными пунктами, расположенными по берегам реки Печора.