Современное состояние региональных финансов Ненецкого автономного округа оценивается как стабильное, создающее основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствовании бюджетного планирования и формировании новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. Система управления региональными финансами формируется путем:
1) организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
2) упорядочения основных социальных обязательств;
3) наличия при Управлении финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание окружного бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств, управление единым счетом окружного бюджета;
4) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочных и ведомственных целевых программ);
5) осуществления процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд через электронные торги и придание этому процессу публичности.
В то же время не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов, механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем:
1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей государственной политики;
2) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации исполнительных органов государственной власти, а также государственных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
3) структура и динамика расходов слабо увязаны с целями стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа;
4) отсутствуют действенные методики оценки деятельности исполнительных органов государственной власти, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
5) планирование программных и непрограммных расходов методологически не взаимоувязано;
6) низкие темпы освоения муниципальными образованиями выделяемых средств окружного бюджета на софинансирование строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности.