Действующий

Об утверждении программы по повышению эффективности расходов окружного бюджета на 2012 - 2014 годы

V. Программа как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов

В настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов. Применение программно-целевого подхода является наиболее действенным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов, связанных с осуществлением бюджетных расходов.

Внедрение программно-целевого подхода при формировании и исполнении окружного бюджета будет происходить через расширение числа программ и подпрограмм (долгосрочных, ведомственных и других региональных целевых программ) и, соответственно, увеличение доли расходов бюджета, формируемых в рамках программ. Программы будут охватывать все ключевые цели и задачи социально-экономической политики.

Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого подхода при формировании и исполнении окружного бюджета будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти, отвечающих за реализацию соответствующих программ, уточнения структуры и полномочий исполнительных органов государственной власти.

Использование при формировании и исполнении окружного бюджета программно-целевого подхода, позволяющего осуществлять концентрацию ресурсов в целях достижения конкретных измеримых результатов, будет являться основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.

Для обоснования необходимости решения задач программными методами должны учитываться приоритеты и цели стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа.

Общими принципами разработки и реализации долгосрочных целевых программ являются:

1) формирование долгосрочных целевых программ исходя из четко определенных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

2) определение исполнительного органа государственной власти, отвечающего за реализацию долгосрочной целевой программы (достижение конечных результатов);

3) установление для долгосрочных целевых программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

4) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Общими принципами разработки и реализации ведомственных целевых программ являются:

1) приоритетный характер решаемых ведомственной целевой программой проблем;

2) обоснованность и комплексность мероприятий ведомственной целевой программы, их определенность, количественная измеримость, соответствие поставленным задачам, реальность сроков их реализации;

3) эффективность ведомственной целевой программы и порядка осуществления мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.

Для дальнейшего развития программно-целевого подхода при формировании и исполнении окружного бюджета потребуется разработать порядок разработки и реализации государственных программ Ненецкого автономного округа.

VI. Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения

Основные направления оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа:

1) оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и формирование их ежегодного рейтинга;

2) передача функций исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, не отнесенных к основному виду деятельности, специально созданным государственным учреждениям;

3) снижение доли неэффективных расходов на содержание органов государственной власти Ненецкого автономного округа.

Для внедрения в практику оценки качества финансового менеджмента необходимо подготовить соответствующую нормативную базу - разработать систему показателей мониторинга качества финансового менеджмента, формы и формулы для их расчета, ввести рейтинговую оценку деятельности главных распорядителей средств бюджета. Качество финансового менеджмента в существенной степени зависит от организации главными распорядителями средств бюджета процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Поэтому в оценке качества финансового менеджмента немаловажное место должна занимать оценка наличия правовых актов главных распорядителей средств бюджета, регулирующих их внутренние бюджетные процессы.