Проблема аварийности на автомобильном транспорте в Российской Федерации занимает одно из ведущих мест в ряде важнейших социально-эконо-мических и демографических проблем.
Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности страны, так как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах страны погибают и получают различные травмы около 800 человек.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин.
В течение пяти лет в дорожно-транспортных происшествиях на территории области погибло 1737 и ранено 12127 человек. В минувшем году общее число пострадавших составило 4124 человека (по сравнению с 2004 годом отмечен рост на 43,3%). Из них погибло 352 человека, это меньше на 6,9% по сравнению с 2004 годом, и ранено 3772 (50,9%) человека. Каждый одиннадцатый пострадавший в ДТП - ребенок в возрасте до 16 лет.
Доля ДТП, при оформлении которых зарегистрированы недостатки состояния или содержания улично-дорожной сети, составила 30,5% (917 ДТП). За прошедший год их количество в целом по области возросло на 41,3%.
С 2001 по 2005 год наблюдался рост количества дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Наибольшее количество ДТП по вине этой категории участников дорожного движения зарегистрировано в 2004 и 2005 годах. Минувший 2005 год характеризуется самым максимальным за прошедшие пять лет количеством ДТП по вине водителей - 2471, числом раненных в них людей - 3286 и снижением количества погибших - 293.
Основные показатели аварийности из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств за 2001-2005 годы приведены на рисунке 2.
Рис.2. Основные показатели аварийности из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств в Вологодской области за 2001-2005 годы
Самым распространенным видом нарушений в минувшем году было несоответствие выбранной водителем скорости управления транспортным средством конкретным условиям движения, причем по сравнению с 2004 годом количество таких происшествий возросло на 17,0%. По-прежнему высоким остается удельный вес ДТП с участием лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения (12,9%, или 318 ДТП), а также из-за управления транспортным средством лицами, не имеющими права на его управление (14,7%, или 442 ДТП). По сравнению с 2004 годом количество происшествий по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения увеличилось на 1,3%, по вине водителей без прав - на 38,1%.
Рис.3. Количество и удельный вес ДТП из-за основных видов нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств в Вологодской области за 2005 год
В прошедшем году количество ДТП из-за несоблюдения очередности проезда возросло на 85,3%, из-за несоблюдения дистанции - на 127,1%, из-за выезда на сторону встречного движения - на 12,6% (рисунок 3).
За управление транспортом в состоянии опьянения в минувшем году было задержано 9865 (-29,5%) человек. Всего за 2005 год водителями в состоянии опьянения совершено 318 ДТП, в которых 66 человек погибли и 477 человек ранены.
В 2005 году в области зарегистрировано 345 ДТП, в которых погибли 9 и ранены 363 ребенка и подростка в возрасте до 16 лет. В 2001 и 2002 годах наблюдалось снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Однако, начиная с 2003 года, произошел рост ДТП с участием детей, который в минувшем году достиг своего максимального уровня.
В среднем по области удельный вес ДТП с участием детей составил 11,5%. Удельный вес погибших и раненых детей в общем числе пострадавших в ДТП составил 9,0%. Степень тяжести последствий ДТП с участием детей в 2005 году - 2,4% погибших на 100 пострадавших. Количество происшествий с участием детей отмечено на рисунке 4.
Рис. 4. Количество ДТП с участием детей, число погибших и
раненых детей за 2001-2005 годы
Серьезно влияет на состояние аварийности диспропорция между ростом автомобильного парка и развитием дорожной инфраструктуры. За последние 5 лет количество транспортных средств в Вологодской области увеличилось с 293093 до 324877 единиц. Прирост автотранспорта составил 31784, или + 9,8%, а протяженность дорог увеличилась только на 60 км. При этом отмечается прогрессирующая тенденция старения автопарка. Почти 70% зарегистрированных транспортных средств (264 тыс. ед.) эксплуатируются свыше 10 лет.
Анализ показателей аварийности в Вологодской области ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения в ряд наиважнейших, решение которой необходимо рассматривать в качестве одной из основных социально-экономических задач.