Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием (инженеры) для строительной отрасли, осуществляемая ГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", ГОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет"
Специальности ВПО | Количество выпускников | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Череповецкий государственный университет | 139 | 109 | 115 |
Вологодский государственный технический университет | 294 | 286 | 354 |
Итого: | 433 | 395 | 469 |
Вузы организуют повышение квалификации и переподготовку кадров по строительным специальностям. Так, за 2008-2010 годы в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров Вологодского государственного технического университета повысили квалификацию по 17 специальностям 1479 человек, прошли профессиональную переподготовку по 9 специальностям 255 специалистов строительного профиля.
Повышение квалификации по востребованным направлениям подготовки проводят 6 основных учреждений дополнительного профессионального образования.[5] За 2008-2009 годы в них прошли повышение квалификации 9 287 человек.
Организации, которые планируют повышение квалификации специалистов, являются корпоративными клиентами указанных учебных учреждений и пользуются льготами при организации обучения сотрудников.
Таким образом, в области имеется достаточная сеть учреждений профессионального образования, которые обеспечивают строительную отрасль квалифицированными кадрами рабочих и специалистами разного уровня, их переподготовку и повышении квалификации.
Основные проблемы в сфере подготовки кадров связаны с согласованием объемов подготовки и качеством профессионального образования:
1. Отсутствует реальная прогнозная потребность в кадрах рабочих и специалистов строительной отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе которой должен формироваться региональный заказ в системе профессионального образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Поэтому учебные заведения в своем большинстве в условиях ограниченного финансирования самостоятельно определяют номенклатуру реализуемых профессий/специальностей, исходя из критериев собственного устойчивого развития. Кроме того, не определен перечень востребованных профессий и специальностей, необходимых для решения задач строительства, в том числе строительства жилья.
2. При достаточной численности выпускаемых учреждениями профессионального образования рабочих и специалистов существует проблема их трудоустройства. При наличии вакансий строительных профессий и специальностей на рынке труда значительная часть выпускников не востребована (таблица 7).