Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"

1.6. SWOT-анализ состояния рынка жилья


Основные
 направления

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны,
 потенциальные угрозы

1

2

3

Градостроительная политика и обеспеченность земельными участками

1. Завершена разработка проектов схем территориального планирования муниципальных районов и завершается разработка проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки "приоритетных" поселений области.
2. В большинстве муниципальных образований области имеется достаточное количество земельных участков под жилищное строитель ство.

1. Из 274 городских и сельских поселений генеральные планы имеют 13,5%.
2. Несоблюдение сроков реализации градостроительного законодательства является серьезным препятствием для освоения земельных участков под комплексную малоэтажную застройку.
3. Значительные сроки получения исходно- разрешительной документации на строительство жилья (получение технических условий на подключение объекта к инженерным сетям, необоснованные требования по согласованию проектной документации).
4. Неисполнение требований градостроительного законодательства по ведению органами местного самоуправления муниципальных районов области информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, которое позволило бы иметь полную и достоверную информацию о наличии земельных участков, их разрешенном использовании и иной необходимой информации для инвесторов и застройщиков.
5. Наличие административных барьеров, связанных с получением технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Ситуация в строительстве жилья

1. Наличие достаточного количества строительных компаний, имеющих опыт жилищного строительства.

1. Нехватка высокопрофессиональных хорошо подготовленных кадров в управлении строительством и в сфере девелопмента, а также специалистов для строительной отрасли, что приводит к снижению качества выполняемых работ.
2. Саморегулируемые организации строительного комплекса недостаточно развернули работу по допуску к проектным и строительным работам и не обеспечивают населению реальной защиты от недобросовестных застройщиков.

Состояние строительной индустрии

1. Наличие достаточной сырьевой базы, позволяющей формировать региональные структуры для выпуска широкой номенклатуры материалов, изделий и конструкций.
2. Наличие рынка потребления продукции и его расширение в связи с принятием областных программ.
3. Осознанная государственная политика по поддержке развития отрасли.
4. Наличие системы подготовки кадров для строительной отрасли, повышения их квалификации.

1. Низкий технический уровень оснащенности производств, высокая степень износа основных фондов промышленности строительных материалов, неполная загруженность производственных мощностей.
2. Недостаточность оборотных средств предприятий и накоплений для модернизации и технического перевооружения производств.
3. Высокая себестоимость производства продукции.
4. Недостаточность инвестиций для развития новых импортозамещающих производств.

Состояние покупательского спроса на жилье

1. Более 70% населения желает жить в комфортабельных малоэтажных домах.
2. Более 40% населения готовы непосредственно участвовать в малоэтажном жилищном строительстве.
3. Около 30% населения готовы к легализации рынка аренды жилья при условии оказания мер социальной поддержки населению в части арендных платежей.

1. Практически 80 % населения области не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы.
2. Региональный банковский сектор, зарабатывающий преимущественно на различных формах "перепродажи денег" не заинтересован инвестировать средства в строительную отрасль и не готов работать с долгосрочными кредитами, необходимыми для создания рынка арендного жилья.
3. Существующая система ипотечного кредитования не является поддержкой развития малоэтажного строительства.
4. Система формирования государственного спроса на жилье, выражающаяся в мерах социальной поддержки отдельных категорий населения по обеспечению жильем (ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие и др.), в основном ориентирована на работу на рынке вторичного жилья.

Комплекс указанных проблем значительно снижает возможность эффективной реализации на территории области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате прослеживается четкая необходимость принятия долгосрочных комплексных мероприятий, основанных на системной консолидированной работе всех заинтересованных лиц (органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, населения). В свою очередь, качественное решение обозначенных проблем развития жилищного строительства требует применения программно-целевых методов их решения, поскольку одной из целей государства является предоставление условий для развития жилищного строительства путем инфраструктурного обеспечения строительной отрасли.

Сложившиеся проблемы предопределяют цель и задачи настоящей Программы, а также систему программных мероприятий.

Основой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленного на стимулирование развития жилищного строительства в стране, стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. Идея национального проекта – несомненный шаг вперед в продвижении к решению жилищной проблемы. Однако эта мера недостаточна в плане уровня выделенных на его реализацию средств. Дефицит бюджетных средств заставляет государственные органы искать другие способы привлечения средств для решения жилищной проблемы.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, пролонгирующая действие механизмов федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, предусматривает создание условий для возникновения рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в области, настоящая программа призвана в рамках основных направлений, определенных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере.