Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"

Таблица 4

Прогнозные сценарии развития жилищного строительства в области


Сценарии

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

инерционный

400

400

400

474

545

638

инвестиционный

410

504

534

566

651

785

В соответствии с инерционным сценарием развития жилищное строительство в области ориентируется на сохранение существующего положения в строительном комплексе, действующее законодательство и имеющиеся механизмы государственной поддержки платежеспособного спроса. Для данного сценария определяющим является отсутствие каких-либо новаций и дополнительных мер государственной поддержки. Задачи обеспечения жильем населения области решаются за счет внутренних резервов и достройки начатых объектов жилищного строительства.

Ресурсы на рынке будут направляться преимущественно на точечное строительство жилья, не предусматривающее планов комплексного освоения территорий. Приобретение жилья будет осуществляться отдельными гражданами преимущественно с использованием кредитных схем и механизмов. Так как инвестиционные ресурсы не будут вкладываться в развитие рынка жилья (освоение новых земельных участков, закладку новых домов, модернизацию жилищного фонда), то это неизбежно приведет к опережающему росту цен на готовое жилье по сравнению с ростом реальных доходов населения. В результате государственная поддержка отдельных категорий граждан будет в значительной мере поглощаться опережающим ростом цен на жилье. А доступность жилья будет снижаться. Останется неразвитым рынок наемного жилья, что не только ограничит доступность жилья для экономически активных категорий граждан, но и существенно ограничит мобильность трудовых ресурсов.

Ориентация на внутренние резервы при достижении целевых показателей данного сценария определяет отсутствие необходимости масштабного вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков и развития новых территорий, новых подходов к решению вопросов обеспечения площадок жилой застройки инженерной инфраструктурой и кардинальных изменений в действующей системе предоставления исходно-разрешительной документации на строительство. Приоритетными направлениями в данном случае остаются индивидуальное жилищное строительство и поступательное развитие механизма классической ипотеки, оказание поддержки молодым семьям и отдельным категориям граждан. Главная опасность реализации этого сценария заключается в том, что область, как и любой другой регион, придерживающийся таких подходов, исчерпав за период действия Программы свои резервы по жилищному строительству и не создав основ для его дальнейшего развития, окажется в ситуации невозможности осуществления дальнейшей жилой застройки. Ограниченность резервов приведет к существенному сокращению организаций строительного комплекса, работающих в регионе, что неминуемо скажется на общеэкономическом положении области. Рынок отреагирует скачком цен на те немногие проекты жилищного строительства, которые будут реализовываться, доступность жилья резко сократится, проблемы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решены не будут. В результате возникнет ситуация высокой социальной напряженности. Ожидаемым результатом реализации данного сценария может стать падение объемов строительства жилья.

Инвестиционный сценарий, рассчитанный на активную роль государства в регулировании механизмов стимулирования жилищного строительства, предполагает коренное изменение подходов к жилищному строительству и ориентирован на комплексное решение существующих проблем на рынке жилья.

Механизмы, направленные на вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков и комплексное развитие территорий под жилищное строительство экономического класса, снижение административных барьеров, стимулирование инвестиционной активности на рынке жилья и меры по активизации спроса, должны быть реализованы полноценно, используя весь потенциал возможностей государственного финансирования и частно-государственного партнерства.

Этот сценарий характеризуется:

стимулированием развития отдельных сегментов рынка жилья, обеспечивающим выравнивание темпов улучшения жилищных условий различными категориями граждан и адекватное перераспределение инвестиций;

государственным стимулированием приобретения жилья экономического класса в собственность среднедоходными категориями граждан;

интенсификацией государственного стимулирования предложений на рынке жилья за счет расширения форм и методов государственной поддержки развития строительного комплекса;

стимулированием участия в строительстве жилья некоммерческих объединений граждан (прежде всего жилищно-строительных кооперативов);

развитием рынка наемного жилья (так называемых "доходных домов"), позволяющим легализовать это направление рынка жилья и обеспечить стабильность решения жилищных проблем для нанимателей доступного жилья;

вовлечением жильцов в процесс модернизации и инновации своего жилья.

Важнейшим преимуществом этого сценария является расширение числа граждан, способных приобретать и нанимать жилье на рынке. Стратегической задачей государственной политики является максимальное соответствие платежеспособного спроса и предложения потребностям граждан в жилье и дальнейшее развитие строительной отрасли. Чтобы добиться соответствия баланса спроса и предложения имеющимся потребностям в жилье, необходимо переломить существующую ориентацию рынка жилья на удовлетворение платежеспособного спроса преимущественно высокодоходных групп населения, одновременно обеспечив постоянный рост предложения.

При реализации данного сценария в жилищное строительство экономического класса дополнительно необходимы инвестиции, за счет которых будет обеспечен ввод жилья на уровне, определенном для области Министерством регионального развития Российской Федерации. Необходимые дополнительные инвестиции для обеспечения ввода жилья приведены в таблице 5.