Нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров на срок действия лесохозяйственного регламента.
N п/п | Наименование мероприятий | Ед. изм. | Проектируется всего /в среднем в год | ||||
1. | Предупредительные мероприятия: | ||||||
1.1. | Организация противопожарной пропаганды среди населения (беседы, лекции, выступления и публикации в СМИ и т.д.) | Постоянно | |||||
1.2. | Оформление и обновление стендов (витрин) по вопросам охраны лесов от пожаров в лесничестве | шт. | 1/1 | ||||
1.3. | Развешивание и обновление плакатов по охране лесов от пожаров - в участковых лесничествах | шт. | 7/7 | ||||
1.4. | Изготовление и установка противопожарных аншлагов | шт. | 200/25 | ||||
1.5. | Распространение листовок, памяток, буклетов, календарей и т.д. | шт. | 8000/1000 | ||||
1.6. | Устройство мест отдыха и курения в лесу | шт. | 64/8 | ||||
2. | Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров: | ||||||
2.1. | Устройство минерализованных полос вокруг культур, хвойных молодняков и вдоль дорог, линий электропередачи, трубопроводов, на границе с сельхозугодиями и т.д. | км | 696/87 | ||||
2.2. | Устройство противопожарных разрывов | км | 6,00 | ||||
2.3. | Уход за минерализованными полосами и противопожарными разрывами | км | 1600/200 | ||||
2.4. | Строительство дорог противопожарного назначения и подъездов к водоёмам | км | 9,6/1,2 | ||||
2.5. | Строительство противопожарного водоема | шт | 3 | ||||
2.6. | Реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения | км | 13,6/1,7 | ||||
2.7. | Ремонт мостов | шт | 4 | ||||
2.8 | Расчистка придорожных полос от захламленности | км | 28/3,5 | ||||
2.9 | Организация контрольных постов | шт. | 5 | ||||
3. | Организация системы связи и оповещения: | ||||||
3.1. | Организация телефонной связи | точек | 8 | ||||
3.2. | Установка радиостанций типа: | ||||||
- стационарные (при конторе государственного и участковых лесничеств) | шт. | 9 | |||||
- возимые (на автотранспорте) | шт. | 9 | |||||
- носимые | шт. | 18 | |||||
3.3. | Наём временных пожарных сторожей | чел. | 8 | ||||
тыс.руб. | 280/35 | ||||||
3.4. | Наземное патрулирования по утвержденным маршрутам (в районе применения наземных сил и средств) на автотранспорте | км | 308 (ежегодно) | ||||
4. | Строительство и содержание пожарных наблюдательных пунктов, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарно-химических станций и т.д. | ||||||
4.1. | Организация ПХС- I типа | шт. | 1 | ||||
4.2 | Организация ПХС - II типа | шт | 1 | ||||
4.3. | Организация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ) | шт. | 9 | ||||
4.4. | Организация пунктов приёма донесений | шт. | 9 | ||||
4.5. | Создание ДПД | шт./чел. | 9 (ежегодно) | ||||
4.6 | Устройство ПНВ | шт | 3 | ||||
4.7. | Содержание ПНВ | шт. | 2 | ||||
5. | Приобретение и поддержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря: | ||||||
5.1. | Содержание ПХС, ПСПИ, ПНВ | Тыс. руб. | 5024/628 | ||||
5.2. | Для ПСПИ | Согласно Нормам | 9 | ||||
5.3. | Для ПХС - I типа | Согласно Нормам | 1 | ||||
5.4 | Для ПХС-II типа | Согласно Нормам | 1 | ||||
6. | Снижение природной пожарной опасности лесов | ||||||
6.1. | Регулирование породного состава | ||||||
6.2. | Проведение санитарных рубок | По назначению | |||||
7. | Иные мероприятия: | ||||||
7.1. | Осуществление государственного пожарного надзора в лесах | В течение пожароопасного сезона | |||||
7.2. | Регулирование посещаемости лесов населением | В течение пожароопасного сезона | |||||
7.3. | Организация работы школьных лесничеств | шт. | 2 | ||||
7.4. | Распределение площади лесничества по районам применения наземных и авиационных сил и средств при тушении лесных пожаров: | ||||||
7.4.1. | Район применения наземных сил и средств при тушении пожаров | тыс. га | 155,1 | ||||
7.4.2. | Район применения авиационных сил и средств при тушении пожаров | тыс. га | 102,3 | ||||
7.5. | Проведение учений по отработке тактики приемов и технологии тушения лесных и торфяных пожаров | Ежегодно |
7.6. | Организация работы пункта диспетчерского управления (ПДУ) |
Противопожарная профилактика в лесах предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и создание условий для успешной борьбы с ними.
Лесопожарная пропаганда представляет собой совокупность информационно-пропагандистских средств и мероприятий, направленных на планомерное воздействие на сознание с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных людей в духе ответственности за сбережение лесов и предотвращение лесных пожаров. Обязательным условием успешной лесопожарной пропаганды является охват всех слоев населения, в той или иной мере связанных с лесом. Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать времени года, обстановке и характеру деятельности в лесу конкретной группы населения (отдыхающих, лесозаготовителей, экспедиций и т.д.), содержать конкретные факты, а печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными.
Эффективная борьба с лесными пожарами может осуществляться только при наличии разветвленной сети противопожарных барьеров, которые являются надежными преградами для огня.
В настоящее время в практике противопожарного обустройства широкое распространение получили следующие барьеры: минерализованные полосы; противопожарные канавы; защитные лиственные и хвойные полосы; противопожарные разрывы; полосы, обработанные растворами химических веществ; противопожарные заслоны; полосы, созданные посевом огнестойких растений (картофель, многолетний люпин и т.д.).
Наиболее распространенным видом барьеров являются минерализованные полосы.
Минерализованные полосы шириной не менее 3 м должны прокладываться вдоль железных дорог общего пользования (п.27 Правил пожарной безопасности), вокруг молодняков хвойных пород 1,4 м ранней весной сразу после таяния снега или поздней осенью (после листопада). Предусмотрено производить ежегодный уход за минерализованными полосами, чтобы не допустить их зарастания или захламленности. Через 3 года минерализованные полосы должны устраиваться заново. При создании минерализованных полос и уходе за ними рекомендуется использовать различные виды землеройной техники: тракторные плуги типа ПКЛ-70, ПДП-1,2, фрезерные полосопрокладыватели ПФ-1, бульдозеры и другие машины и механизмы.
Не рекомендуется прокладка минерализованных полос на торфяных почвах, т.к. она может привести к заглублению низового пожара и переходу его в подземный.
В целях обеспечения безопасности населенных пунктов Кадуйского района, граничащих с лесными массивами, недопущения распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов, планируются работы по устройству противопожарных разрывов общей протяженностью 6.0 км вокруг населенных пунктов: п. Кадуй, д.д. Подосинник, Рыканец, Алеканово, Осеки, Дедовец, Круглое, Дубровно, Якимово, Глухое, Чуприно, Капчино, Марыгино, Митенское, Середник, Куракино, Семеновская, Зеленый берег.
Дороги противопожарного назначения устраивают в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к пожароопасным участкам и водоемам. Работы по устройству таких дорог заключаются в корчевании пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через канавы, ручьи и т.п. Помимо этого, противопожарные дороги выполняют роль простейших противопожарных барьеров.
На срок действия регламента запроектировано строительство дорог противопожарного назначения – 12 км. В первую очередь строительство дорог необходимо произвести в категориях защитных лесов: ценные леса (леса, имеющие научное или историческое значения и в лесах зелёной зоны).
Реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения 17 км запроектировано с целью обеспечения проезда транспортных средств к участкам, опасным в пожарном отношении и к водоёмам.
Почти все участковые лесничества хорошо обеспечены водоисточниками, к которым в большинстве случаев имеются удовлетворительные подъезды. Запроектировано также строительство 3 пожарных водоемов, 3 подъездов к водоёмам. Новые искусственные противопожарные водоёмы (при необходимости) должны строиться по типовым проектам вблизи улучшенных автомобильных дорог, от которых к водоёмам должны быть устроены подъезды.
В Уйтинском участковом лесничестве предусматривается организация одной ПХС-I типа и при лесничестве ( п. Кадуй) ПХС-IIтипа.
Помимо мероприятий, направленных на предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров, требуется создание условий для успешной их ликвидации. Для этого проводятся организационно-технические мероприятия, которые включают разработку оперативных планов борьбы с лесными пожарами, разработку мероприятий по предупреждению лесных пожаров и противопожарному обустройству лесов, организацию подготовки руководителей тушения лесных пожаров и т.д.
Успешность борьбы с лесными пожарами во многом определяется своевременностью их обнаружения. В практике охраны лесов от пожаров используются три основных способа обнаружения лесных пожаров: наземное маршрутное патрулирование, стационарная служба обнаружения (наблюдательные пункты, мачты, вышки) и обнаружение лесных пожаров с использованием аэрокосмических средств.
Наземное маршрутное патрулирование осуществляется на особо опасных в пожарном отношении лесных участках, интенсивно посещаемых населением по утвержденным маршрутам на автомашинах по дорогам общего пользования : Андроново-Судаково, Бойлово-Ивачево, Бойлово-Марлыково, Бойлово-ур.Санниково, Великое-Данилково-Красная Заря, Дедовец-Селище-Пугино, Кадуй-Нижнее, Кадуй-Марыгино, Кадуй-Порог, Подосинник-Семеновская, Подъезд к п.Кадуй, Семеновская-Андроново, Стан-Ишкобой, Стан-Смешково-Большая Горка, Фаленская-Копосово-Язвмщево, Холмище-Ворон, Чуприно-Вершина.
Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха за лесной территорией с целью своевременного обнаружения пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности. Авиапатрулирование на территории Кадуйского лесничества осуществляется ГУ ВО "Авиалесоохрана". Авиапатрулирование проводится на всей территории Кадуйского лесничества.
Эффективная борьба с лесными пожарами может быть обеспечена при условии тесной взаимосвязи между службами авиационной и наземной охраны лесов.
В соответствии с приказом Рослесхоза N 290 от 09.07.2009 г. "О распределении земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов" (с изменениями приказ Рослесхоза от 04.09.2009 г. N 352), вся площадь земель лесного фонда Вологодской области отнесена к зоне авиационного мониторинга и подразделяется на районы применения наземных и авиационных сил и средств пожаротушения.