Действующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2010 ГОДУ

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Проблема изменений в структуре сети

общеобразовательных учреждений

В 2009-2010 учебном году в Вологодской области функционируют 478 общеобразовательных учреждений, в том числе 40 начальных, 159 основных, 279 средних общеобразовательных школ.

В сравнении с 2008-2009 учебным годом сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 53 единицы. Закрыты 15 учреждений, в том числе 8 начальных, 6 основных и 1 средняя общеобразовательная школа. К началу 2009-2010 учебного года 17 средних общеобразовательных школ реорганизованы в основные, 24 основных – в начальные школы и начальные школы-детские сады, 20 учреждений реорганизованы в структурные подразделения основных и средних общеобразовательных школ.

С 2008 года при проведении оптимизации сети общеобразовательных учреждений основным направлением работы является развитие сети базовых общеобразовательных школ в сельской местности, которое позволяет создать максимальному количеству обучающихся современные условия обучения, а также распространять положительный педагогический опыт и оказывать методическую помощь малокомплектным общеобразовательным учреждениям.

В 2009-2010 учебном году в области функционируют 57 муниципальных базовых общеобразовательных школ.

В 2009-2010 учебном году в базовых общеобразовательных школах обучается 19787 человек (38,0%), что на 549 обучающихся больше, чем в предыдущем учебном году.

В связи с проведенными мероприятиями по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, а также с комплектованием 10-11 классов в соответствии с нормативом наполняемости 14 человек в базовых общеобразовательных учреждениях произошли следующие изменения:

- увеличилось количество обучающихся, ежедневно подвозимых на занятия в базовую школу (количество учащихся, подвозимых на занятия, составляет 2251 человек (12% от общего контингента учащихся базовых школ), что на 198 человек больше, чем в предыдущем учебном году);

- увеличилось количество школьников, проживающих в интернатах базовых школ (пришкольные интернаты функционируют в 26 базовых школах, в них проживает 443 человека, что на 81 школьника больше, чем в 2008-2009 учебном году);

- увеличилась наполняемость классов (в 2009-2010 учебном году наполняемость классов соответствует нормативу в 15 базовых школах, в 38 учреждениях отмечается рост наполняемости классов).

В 2007-2008 годах за счет средств областного бюджета для базовых общеобразовательных учреждений было приобретено транспорта и оборудования на общую сумму 30,5 млн. рублей, в том числе в 2007 году – 16,8 млн. рублей, в 2008 году – 13,7 млн. рублей. В 2009 году закончено переоснащение по типу цифровой школы базового муниципального общеобразовательного учреждения МОУ "Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа". На данные цели из областного бюджета выделено 11,7 млн. рублей.

Базовые школы полностью укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами.

В течение 2006-2009 годов 28 базовых школ в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, каждая получила грант в размере 1 млн. рублей и существенно улучшила учебно-материальную базу, в том числе парк компьютерной и цифровой техники.

С 2009 года ежегодно постановлением Правительства области утверждается перечень малокомплектных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, из числа тех, которые не могут быть реорганизованы или закрыты по причинам отдаленности, невозможности организовать подвоз школьников в другие учреждения, наличия большой территории обслуживания. Сохранение таких школ осуществляется с целью обеспечения доступности образовательных услуг.

В 2009 году функционировали 225 малокомплектных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2010 году функционирует 281 учреждение. Доля малокомплектных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2008-2009 учебном году составляла 51% от общего числа сельских учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2009-2010 учебном году составляет 67%.

В результате проведения оптимизации структура сети общеобразовательных учреждений изменяется: формируется сеть крупных базовых школ, количество малокомплектных школ увеличивается. Количество малочисленных общеобразовательных учреждений с контингентом менее 100 обучающихся сократилось с 378 учреждений в 2007-2008 учебном году до 318 - в 2009-2010 учебном году.

К 2009-2010 учебному году значительные изменения претерпела структура сети общеобразовательных учреждений целого ряда муниципальных районов области. В Шекснинском, Никольском, Вашкинском, Верховажском, Вожегодском, Нюксенском, Сямженском, Тарногском районах сформирована оптимальная на данный период сеть общеобразовательных школ.

В 2007-2008 учебном году сокращение количества школьников составило 5740 человек, в 2008-2009 учебном году – 1933 человека.

В 2009-2010 учебном году в региональной системе образования отмечается некоторый рост числа обучающихся общеобразовательных учреждений. Потери контингента школьников к уровню 2000-2001 учебного года восполнились на 0,2%.

Однако увеличение контингента школьников происходит в городах и крупных населенных пунктах области, прирост числа обучающихся городских общеобразовательных учреждений за год составил 1229 человек (+1,5%). В сельской местности по-прежнему число школьников сокращается: контингент сельских общеобразовательных учреждений уменьшился на 1064 человека (– 3,3%).

В сельской местности расположено три четверти общего числа общеобразовательных учреждений, а обучается в них только треть школьников. В городах расположено 27,6% от общего количества общеобразовательных учреждений, в них обучается 72,6% школьников. Соответственно, в сельской местности 72,4% общеобразовательных учреждений, в которых обучается 27,4% от общего числа детей.

Таким образом, в региональной системе образования имеются следующие тенденции:

- осуществляется концентрация количественных и качественных ресурсов (продолжается укрупнение общеобразовательных учреждений в городах и других административных центрах муниципальных районов области, сокращается количество малочисленных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся менее 100 человек);

- сохраняется значительное количество малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений.

В муниципальных программах по оптимизации сети общеобразовательных учреждений разработана система мероприятий, направленных на развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, в том числе на укрупнение общеобразовательных учреждений, развитие сети базовых школ и обеспечение их привлекательности для потребителей образовательных услуг – обучающихся и их родителей.

Проблема доступности общего образования в сельской местности

Конституционные гарантии предоставления бесплатного общего образования детям, проживающим на территории области, реализуются в полном объеме.