Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сравнительные показатели доли строительства индивидуального жилья в общем объеме ввода жилья (%)


2000 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Калининградская область

28,6

36,8

21,7

35,7

30,9

Ленинградская область

43,9

70,0

54,2

68,1

59,6

Республика Карелия

30,9

35,2

32,3

43,4

29,9

Республика Коми

36,8

26,5

26,5

29,8

37,2

Архангельская область

63,4

41,2

38,0

32,2

30,1

Мурманская область

0,7

27,8

2,9

24,9

77,3

Новгородская область

50,6

38,1

31,4

32,6

32,2

Псковская область

41,1

41,9

32,6

45,6

42,2

Вологодская область

31,4

31,6

27,3

28,9

26,0



В 2009 году за счет задела прошлых лет в области введено 484,7 тыс. кв. метров общей площади жилья, что меньше чем в 2008 году на 11%. При этом ввод индивидуального жилья увеличился и составил 158,6 тыс. кв. метров, что больше, чем в 2008 году на 10,5%. Ввод индивидуального жилья к общему объему сданного в эксплуатацию жилья в 2009 году составил 32,7% и увеличился по сравнению с 2008 годом на 6%.

Вместе с тем только для обеспечения жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления муниципальных образований области, требуется 1,5 млн. кв. метров жилья.

Для расселения ветхого и аварийного жилищного фонда требуется еще 1,7 млн. кв. метров жилья.

Большая часть граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий - социально незащищенные слои населения.

Кроме того, в настоящее время актуальной остается проблема значительного разрыва между объемами строящегося жилья для городского и сельского населения. В городах и поселках городского типа объемы строительства жилья в 4 раза превышают аналогичный показатель в сельской местности, при этом в сельской местности 90% домов представлены в деревянном исполнении.

В результате в рамках решения проблемы удовлетворения потребности в жилье на территории области выдвигаются следующие задачи:

- обеспечение условий для приобретения (строительства) жилья гражданами с разным уровнем достатка (с доходами выше среднего, средним и ниже среднего);

- более широкое использование в строительстве новых материалов, развитие новых низкозатратных способов возведения жилья;

- выравнивание динамики роста показателя ввода объемов жилья в разрезе городов и сельских населенных пунктов;

- развитие малоэтажного жилищного строительства. Для этого необходимо обеспечить реализацию крупных проектов по строительству новых микрорайонов малоэтажной застройки, ускоренное вовлечение в оборот новых обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков, развитие индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного индивидуального жилья.

Вместе с тем процесс развития жилищного строительства на территории Вологодской области обусловлен недостаточностью организационного взаимодействия в данном направлении, а также с изменениями градостроительного и земельного законодательства:

- отсутствие в ряде муниципальных образований области разработанных и утвержденных документов территориального планирования, что является одной из причин низких темпов развития жилищного строительства;

- отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, на территории которых документами территориального планирования предусмотрено размещение малоэтажного и индивидуального жилищного строительства. В настоящее время отсутствует налаженный механизм привлечения частных инвестиций в строительство инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства. В связи с этим на данном этапе необходимо участие государства в финансировании проектов создания коммунальной инфраструктуры под жилищную застройку;

- низкий уровень доходов населения области, не позволяющий гражданам приобретать квартиры либо осуществлять строительство индивидуальных домов. Использование традиционных затратных технологий строительства домов ведет к увеличению стоимости строительства. Однако современные технологии позволяют при сохранении основных качеств строений (надежность, долговечность, комфортность, теплоустойчивость) существенно снижать себестоимость жилищного строительства.

Комплекс указанных проблем значительно снижает возможность эффективной реализации на территории области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате прослеживается четкая необходимость принятия долгосрочных комплексных мероприятий, основанных на системной консолидированной работе всех заинтересованных лиц (органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, населения). В свою очередь, качественное решение обозначенных проблем развития жилищного строительства требует применения программно-целевых методов их решения, поскольку одной из целей государства является предоставление условий для развития жилищного строительства путем инфраструктурного обеспечения строительной отрасли.

Сложившиеся проблемы предопределяют цель и задачи настоящей Программы, а также систему программных мероприятий.

1.2. Обеспечение документами территориального планирования

Уровень обеспеченности документами территориального планирования характеризуется низкой степенью разработки генеральных планов и проектов планировки территорий городскими и сельскими поселениями области (из 276 в 24 утверждены генеральные планы). По этой причине возникают трудности в выборе и предоставлении свободных земельных участков под застройку. Низкая обеспеченность муниципалитетов области органами архитектуры и градостроительства (из 26 районов в 12 отсутствуют) и не достаточно высокая квалификация специалистов данных органов привели к низкому уровню работ по организации разработки документов территориального планирования и документации по планировке территории. Кроме того, отрицательно сказывается недостаточное финансирование разработки документов территориального планирования (ежегодная потребность 200 млн. рублей при фактическом ежегодном финансировании 70 млн. рублей).

1.3. Обеспечение земельными участками для жилищного строительства

Отсутствие достаточного (превышающего спрос) количества сформированных и обеспеченных необходимой инженерной (коммунальной) инфраструктурой земельных участков, а также разработанных градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для жилищного строительства земельным участкам в границах районных центров муниципальных образований области и городских округов области является существенным препятствием для комплексного освоения в целях малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.

Для обеспечения граждан, проживающих на территории Вологодской области и состоящих на 1 января 2009 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отдельными квартирами в малоэтажных жилых домах, построенных в границах населенных пунктов, требуется земельных участков общей площадью не менее 1200,0 га.

На территории области также существует потребность по обеспечению граждан земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Для решения данного вопроса потребуются дополнительные свободные от прав третьих лиц земельные участки в границах населенных пунктов.

Все земельные участки, включенные в границы населенных пунктов Вологодской области в 2008-2009 годах и предусмотренные для жилищного строительства в соответствии с утвержденными генеральными планами, не обеспечены инженерной (коммунальной) инфраструктурой.

За 2008-2009 годы на территории Вологодской области предоставлено в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство и комплексное освоение в целях жилищного строительства, 2358 земельных участков общей площадью 457,02 га, в том числе для индивидуального жилищного строительства – 2011 земельных участков (85% от общего количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) общей площадью 304,57 га (66,6% от общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства).

При этом 1760 земельных участков (74,6% от общего количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) общей площадью 262,26 га (57,4% от общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) предоставлено гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (на основании заявления заинтересованного лица при условии заблаговременной публикации информационного сообщения в средствах массовой информации).