Департамент осуществляет следующие полномочия:
2.1. Разрабатывает проекты законов области, нормативных правовых актов Губернатора области и Правительства области и другие документы по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности Департамента.
2.2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных федеральных нормативных правовых актов, законов области, актов Губернатора области и Правительства области, постановлений Законодательного Собрания области самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
1) сметные нормы, расценки и цены, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в Вологодской области, учитывающие региональные условия выполнения работ (территориальные сметные нормативы), по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации;
2) правовые акты по другим вопросам в установленных сферах деятельности Департамента, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами, законами области, актами Губернатора области и Правительства области осуществляется исключительно федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами, законами области, актами Губернатора области и Правительства области.
2.3. Осуществляет:
1) мониторинг и анализ деятельности организаций в установленных сферах деятельности и подготовку предложений по повышению эффективности их деятельности, участвует в определении перечня приоритетных отраслей и производств для привлечения инвестиций;
2) разработку отдельных разделов (показателей) прогноза и прогнозно-аналитических материалов по социально-экономическому развитию области в установленных сферах деятельности для органа исполнительной государственной власти области, осуществляющего проведение единой государственной экономической политики на территории области, и департамента финансов области;
3) разработку программ перспективного развития строительного, промышленного и топливно-энергетического комплексов области;
4) разработку и реализацию областной государственной политики в сфере строительства;
5) разработку целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета, в установленных сферах деятельности и их реализацию;
6) формирование перечня строек и объектов для областных государственных нужд в целях подготовки и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности области;
7) организацию и координацию строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения для областных государственных нужд, за исключением жилищного строительства, в том числе объектов инженерной, социальной, авиационной и водной инфраструктур;
8) утверждение индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства, финансируемым из областного бюджета;
9) разработку концепции государственной промышленной политики на территории области в металлургической, химической, стекольной, машиностроительной, легкой отраслях промышленности;
10) разработку мероприятий по стимулированию инвестиций в строительный, промышленный и топливно-энергетический комплексы области;
11) разработку и реализацию мероприятий по налаживанию производственных связей по вопросам технического перевооружения, внедрения новых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой на территории области продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
12) разработку и реализацию мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов на территории области;
13) формирование и реализацию мобилизационного плана экономики области в установленных сферах деятельности;
14) разработку и реализацию мероприятий для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, в том числе координацию деятельности топливно-энергетического комплекса области по подготовке объектов электроэнергетики и газоснабжения к работе в осенне-зимних условиях, участвует в проверке готовности и подписании паспортов готовности на указанные объекты;
15) утверждение производственных программ подведомственных государственных энергетических предприятий области;
16) принятие решений об установлении видов топлива для хозяйствующих субъектов и топливопотребляющих установок в пределах установленных действующим законодательством полномочий;
17) представление в Правительство области для утверждения годовые лимиты потребления электрической, тепловой энергии и природного газа (топливно-энергетических ресурсов) для организаций, финансируемых из областного бюджета;
18) функции уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, в том числе участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности, контроль осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельности в части обеспечения надежного энергоснабжения потребителей;
19) согласование прогнозных балансов производства и поставок электрической энергии (мощности) по области для энергоснабжающих, энергосбытовых и электросетевых организаций;
20) согласование в установленном порядке графиков аварийного ограничения потребления электрической энергии (мощности), разработанных сетевыми организациями при участии потребителей, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;
21) реализацию государственной политики в области газоснабжения;
22) разработку и реализацию программы газификации Вологодской области;