ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 08 декабря 2010 года N 2428-ОЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ
Принят Законодательным Собранием области 24 ноября 2010 года
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 28.10.2011 N 2617-ОЗ;
Закон Вологодской области от 07.12.2011 N 2675-ОЗ}
Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Вологодской области на 2011-2013 годы.
Статья 2
Настоящий закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области В.Е. Позгалев
Приложение
к закону области
"Об утверждении Программы
социально-экономического развития Вологодской области на 2011-2013 годы"
Программа социально-экономического развития Вологодской области на 2011- 2013 годы (далее - Программа) направлена на определение целей и задач социально-экономического развития области на среднесрочный период и комплекса мероприятий по их достижению.
Реализация Программы даст возможность нивелировать отрицательные последствия финансово-экономического кризиса и будет содействовать повышению конкурентоспособности экономики области, созданию потенциала для развития региона, росту качества жизни населения, повышению эффективности системы государственного управления.
Раздел I. Анализ социально-экономического развития области
в 2005-2009 годах
Социально-экономическое развитие Вологодской области в 2005-2008 годах определялось достаточно благоприятными макроэкономическими условиями, сложившимися в Российской Федерации. В течение указанного периода развитие экономики области характеризовалось устойчивым экономическим ростом.
Мировой финансово-экономический кризис негативно отразился на состоянии экономики и социальной сферы области.
Валовой региональный продукт
Область является индустриально развитым регионом. Более половины объема валового регионального продукта (далее - ВРП) приходится на долю промышленности.
Динамичное развитие области позволило с 2000 года ежегодно увеличивать объемы ВРП. За три докризисных года (2005-2007 годы) индекс физического объема ВРП вырос на 15%.
Среднедушевой объем ВРП за 2005-2008 годы (в действующих ценах) вырос в 1,9 раза. По этому показателю область занимала 13 место среди 80 субъектов Российской Федерации.
В связи с мировым финансово-экономическим кризисом индекс физического объема ВРП за 2008 год сократился на 3,3%, снижение за 2009 год оценивается на уровне 11,5%.
ВРП на душу населения в 2009 году (к уровню 2008 года) снизился на 25%.
Промышленность
Область занимает лидирующие позиции в общероссийском производстве промышленной продукции. В регионе производится: каждая шестая тонна российского проката и стали, каждый четвертый подшипник, каждая восьмая тонна минеральных удобрений, каждый девятый метр льняных тканей.
В промышленности преобладающим является металлургическое производство. Его доля в объеме отгруженной продукции промышленности составляет более 50% (62,5% - в 2005 году, 50,6% - в 2009 году). Сокращение обусловлено кризисными явлениями, в результате которых металлургическое производство значительно пострадало.
Доля химического производства, составлявшая в 2005 году 8,6%, в 2009 году увеличилась до 14,1%, производства пищевых продуктов – с 5,9% до 8,7%, деревообработки - с 3,2% до 3,5%, производства изделий из стекла – с 0,8% до 1,2%, производства машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств и оборудования - с 4% до 5%, доля текстильного и швейного производства за этот период не изменилась и составила 0,3%.
За три докризисных года (2005-2007) промышленное производство в физических объемах (индекс промышленного производства) выросло на 19,5%, что соответствует среднероссийским темпам роста (19,3%).
В 2008 году с началом кризиса в результате сокращения спроса на продукцию ключевых отраслей всего за два месяца 2008 года (октябрь и ноябрь 2008 года к сентябрю 2008 года) промышленное производство в области сократилось почти наполовину, а в металлургии - более чем наполовину. Такая ситуация была характерна для всех металлургических регионов России. Сокращение объемов производства продолжалось и в начале 2009 года. Со второй половины 2009 года в секторах экономики появились признаки оживления. Так, за первое полугодие 2009 года к первому полугодию 2008 года индекс промышленного производства составил 75%, а по итогам 2009 года к 2008 году - уже 87,5%.
Органами государственной власти области уделялось серьезное внимание проблеме диверсификации экономики региона.
В результате за последние 5 лет (2005-2009 годы) более высокими темпами по сравнению с базовой отраслью - металлургией - увеличивался выпуск продукции в других перспективных отраслях:
в производстве машин и оборудования среднегодовой прирост 1,6%;
в производстве пищевых продуктов - 1,8%;
в обработке древесины - 2,5%;
в химическом производстве - 2,9%;
в стекольной промышленности - 4,7%.
Определенные изменения были достигнуты, но, тем не менее, на долю металлургии приходится значительная часть объемов продукции промышленности. В связи с этим экономика области в значительной мере зависит от конъюнктуры на мировых рынках металла.
Одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства области является ускорение диверсификации экономики на основе опережающего развития приоритетных секторов и развития региональных кластеров.
Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве области производится 3,5% ВРП области. На сельской территории проживает более 30% общей численности населения.
За последние пять лет структура производства сельхозпродукции по категориям хозяйств изменилась: доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства увеличилась с 66% в 2004 году до 70% в 2009 году. При этом снизилась значимость хозяйств населения.
Позитивные тенденции отмечаются в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых объемы производства сельскохозяйственной продукции растут. Однако их вклад (2,6% в 2009 году) остается не столь значительным.
Ведущая отрасль сельского хозяйства области - животноводство, на его долю приходится 68% объемов сельхозпродукции.
Потребности животноводства в значительной мере определяют развитие растениеводства - более 60% посевов составляют кормовые.
В 2009 году по сравнению с 2004 годом объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах снизился на 7,5%. Основная причина - снижение сельхозпроизводства в личных подсобных хозяйствах населения (на 36,1%).
При этом в сельхозорганизациях производство молока увеличилось на 5,3%, яиц – на 1,9%, а мяса снизилось на 3,6%. В крестьянских (фермерских) хозяйствах рост производства молока, мяса и яиц составил соответственно в 2,1 раза, в 1,5 раза и на 14,6%.
Рост стал возможен благодаря строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов, а также закупке высокопродуктивного племенного скота.
Тем не менее, объем инвестиций в основной капитал отстает от потребности, связанной с необходимостью замены изношенной сельскохозяйственной техники. Вследствие высоких цен на технику и оборудование уровень технической оснащенности сельхозорганизаций остается недостаточным.
Среди руководителей и специалистов высшее профессиональное образование имеют 34,4%, среднее профессиональное образование – 54,8%. Дефицит квалифицированных кадров в значительной мере вызван более низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Энергетический потенциал
Энергосистема области характеризуется дефицитом генерирующих мощностей и недостаточной развитостью электросетевого комплекса. Четвертая часть потребности области в электроэнергии обеспечивается электростанциями ОАО "ОГК-6" и ОАО "ТГК-2", еще 25% электроэнергии вырабатывается блок-станциями промышленных предприятий и гидроэлектростанциями ФГУ "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Остальная электроэнергия поступает с оптового рынка электроэнергии из-за пределов области
Транспортная инфраструктура
Активно развивается транспортная инфраструктура. За последние 5 лет введены пусковой комплекс обхода г. Вологды, южный подъезд, восточная межплощадочная магистраль в индустриальном парке "Шексна", путепроводная развязка через автодорогу Вологда-Новая Ладога и железную дорогу Вологда-Санкт-Петербург в Шексне. Ведется строительство транспортной развязки через железную дорогу Москва-Архангельск в Вологде, Западной межплощадочной магистрали в индустриальном парке "Шексна".
По автомобильным дорогам области осуществляется более трети всего объема грузовых перевозок и около 90% всех перевозок пассажиров.
Транспортная инфраструктура области включает действующие региональные автодороги общего пользования – их протяженность 11016 км и федеральные автомобильные дороги - 643 км.
Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием - 81 км на 1 тыс. кв. км при среднероссийском уровне 37 км (49-е место в России).
Протяженность региональных дорог с истекшим сроком ремонта возрастает: на 1 января 2010 года их более 7000 км, что составляет 63% от их общей протяженности (2005 год - свыше 6000 км).
Протяженность железнодорожных путей общего пользования на территории области 769 км.
По территории области проходят два крупных речных канала Северо-Запада Российской Федерации - это Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система, являющиеся важными стратегическими объектами не только Северо-Запада, но и России. На сегодняшний день система Волго-Балтийского водного пути перегружена и является сдерживающим звеном в наращивании объемов перевозки грузов, соответственно необходима ее реконструкция.
Инвестиции
За 2005-2009 годы в экономику области вложено 339,9 млрд. рублей инвестиций.
В предкризисный период (2007 год к 2004 году) объем инвестиций вырос в 1,4 раза. Начавшийся в 2008 году кризис и завершение строительства на территории области Северо-Европейского газопровода привели к снижению объема инвестиций (2008 год к 2007 году на 14,1%, 2009 год к 2008 году - на 28,9%).
В 2009 году объем инвестиций составил 55,5 млрд. рублей. Для повышения инвестиционной активности в области принято законодательство, которое позволило создать благоприятные условия для инвесторов, включая предоставление им налоговых льгот. В 2009 году в рамках Государственной областной инвестиционной программы с предоставлением государственной поддержки осуществлялась реализация 34 проектов (по 26 предприятиям).
За период с 2005 года сумма льгот, полученных предприятиями, реализующими коммерческие проекты, включенные в Государственную областную инвестиционную программу, составила 383 млн. рублей, в том числе за 2009 год - 102 млн. рублей, льготами воспользовались 12 предприятий. Высвободившиеся средства предприятия направляют на капитальные вложения.
Приоритетным направлением в работе по развитию системы привлечения инвестиций является формирование в области территорий развития бизнеса - реализуются крупномасштабные мегапроекты "Структурирование и развитие агломерации "Вологда-Череповец" и "Коридоры развития", направленные на создание максимальной плотности инфраструктур, условий для привлечения инвесторов.
На территории агломерации "Вологда-Череповец" создан индустриальный парк "Шексна". Финансирование и строительство инфраструктур парка осуществляется с 2006 года.
Территория индустриального парка представляет собой площадку, на которой будут размещены производственные мощности компаний, нацеленных на выпуск высококонкурентных товаров.
Таким образом, на основе формирования благоприятных условий для развития в области современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью создаются предпосылки для ускорения диверсификации экономики региона.
Малое и среднее предпринимательство
По состоянию на 1 января 2010 года в области зарегистрировано 6,4 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2004 годом их количество возросло на 5%.
Численность занятых на малых предприятиях, включая внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, за этот период возросла на 10,3 тыс. человек и в 2009 году составила 73,6 тыс. человек.
За последние годы в регионе сформирована система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы". В 2009 году общий объем ее финансирования за счет областного и федерального бюджетов составил 273,4 млн. рублей, в том числе 64,6 млн. рублей из областного бюджета.
В рамках государственной поддержки оптимизирована налоговая нагрузка на малый и средний бизнес. Реализуются механизмы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Расширяется доступ к инфраструктурам поддержки предпринимательства, в том числе к информационным и консультационным услугам.
Инновационная деятельность