Проблема аварийности на автомобильном транспорте в Российской Федерации занимает одно из ведущих мест в ряде важнейших социально-экономических и демографических проблем.
Ущерб от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) угрожает национальной безопасности страны, так как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах страны погибают и получают различные травмы около 800 человек.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации. Последние семь лет (2000 - 2007 годы) пик аварийности приходится на 2005 год, было зарегистрировано 3002 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 352 и ранены 3772 человека. В 2007 году на территории Вологодской области зарегистрировано 2787 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 310 и ранены 3509 человек. По сравнению с 2006 годом количество ДТП уменьшилось на 6%, раненых - на 5.9%, количество погибших снизилось на 6.6%. В целом по стране аварийность за 2007 год характеризуется следующими показателями: количество происшествий увеличилось на 1.9% (по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) - на 3.3%), количество раненых - на 2.2% (СЗФО - 3.5%), количество погибших в них людей по России увеличилось на 1.6% (по СЗФО снизилось на 5.3%).
В течение семи лет (2000 - 2007 годы) в дорожно-транспортных происшествиях на территории области погибли 2379 и ранены 19365 человек. В 2007 году общее число пострадавших составило 3819 человек (по сравнению с 2004 годом отмечен рост на 32.7%). Из них погибли 310 человек, это меньше на 18% по сравнению с 2004 годом, и ранены 3509 (+40.4%) человек. Каждый тринадцатый пострадавший в ДТП - ребенок в возрасте до 16 лет.
Доля ДТП, при оформлении которых зарегистрированы недостатки состояния или содержания улично-дорожной сети, составила 26.7% (745 ДТП).
С 2001 по 2006 годы наблюдался рост количества дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в 2007 году произошло снижение на 5.8%. Наибольшее количество ДТП по вине этой категории участников дорожного движения зарегистрировано в 2005 и 2006 годах. 2006 год характеризуется самым максимальным за прошедшие семь лет количеством ДТП по вине водителей - 2481.
Самым распространенным видом нарушений в 2007 году было несоответствие выбранной водителем скорости управления транспортным средством конкретным условиям движения. По-прежнему высоким остается удельный вес ДТП с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (10.9%, или 254 ДТП), а также из-за управления транспортным средством лицами, не имеющими права на его управление (19.1%, или 385 ДТП). По сравнению с 2004 годом количество происшествий по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения уменьшилось на 19.1%, по вине водителей без прав возросло на 20.3%.
За управление транспортом в состоянии опьянения и за отказ от освидетельствования на состояние опьянения в минувшем году было задержано 19767 (+7.1%) человек. Всего за 2007 год водителями в состоянии опьянения совершено 254 ДТП, в которых 37 человек погибли и 371 человек ранен.
В 2007 году в области зарегистрировано 266 ДТП, в которых погибли 17 и ранены 283 ребенка и подростка в возрасте до 16 лет. С 2003 по 2005 годы наблюдался рост уровня детского дорожно-транспортного травматизма, однако начиная с 2006 года наблюдается постепенное снижение числа ДТП с участием детей.
В среднем по области удельный вес ДТП с участием детей составил 9.5%. Степень тяжести последствий ДТП с участием детей в 2007 году - 5.6% погибших на 100 пострадавших.
Анализ показателей аварийности в Вологодской области ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения в ряд наиважнейших. Ее решение необходимо рассматривать в качестве одной из основных социально-экономических задач.