ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 сентября 2008 года N 1734
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА НА 2009-2012 ГОДЫ"
С 01.01.2013 утратил силу в ред. постановления Правительства области от 15.10.2012 N 1202.
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 09.02.2009 N 185;
Постановление Правительства области от 07.07.2009 N 1042;
Постановление Правительства области от 17.08.2009 N 1253;
Постановление Правительства области от 02.11.2009 N 1668;
Постановление Правительства области от 30.11.2009 N 1855;
Постановление Правительства области от 07.05.2010 N 518;
Постановление Правительства области от 26.07.2010 N 867;
Постановление Правительства области от 26.11.2010 N 1360;
Постановление Правительства области от 04.03.2011 N 172;
Постановление Правительства области от 21.09.2011 N 1167;
Постановление Правительства области от 20.12.2011 N 1626;
Постановление Правительства области от 02.05.2012 N 405;
Постановление Правительства области от 31.08.2012 N 1032;
Постановление Правительства области от 06.11.2012 N 1326;
Постановление Правительства области от 24.12.2012 N 1589}
Во исполнение распоряжения Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа).
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 09.02.2009 N 185)
По поручению Губернатора области
вице-губернатор области Н.В. Костыгов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 09.09.2008 N 1734
(далее - Программа)
(в ред. Постановление Правительства области от 26.11.2010 N 1360)
(в ред. Постановление Правительства области от 26.11.2010 N 1360)
Наименование Программы | - | долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы" |
Основание для разработки Программы | - | постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (с последующими изменениями) |
Государственный заказчик Программы | - | Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Разработчик Программы | - | Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Основные цели и задачи Программы | - | основные цели Программы: развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований; создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления области; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижнос ти проживания в сельской местности; основные задачи Программы: повышение уровня водо- и газоснабжения сельских поселений; привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов |
Сроки реализации Программы | - | 2009 - 2012 годы: I этап - 2009 - 2010 годы; II этап - 2011 - 2012 годы |
Исполнители Программы | - | Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области, Департамент топливно-энергетического комплекса области |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования I этапа Программы (2009 - 2010 годы) составляет 256450,126 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 129147,886 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 127302,240 тыс. рублей; общий объем финансирования II этапа Программы (2011 - 2012 годы) составляет 158771,9 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 158771,9 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | реализация Программы (с учетом долевого финансирования за счет средств федерального бюджета) позволит: улучшить жилищные условия более 1,1 тыс. сельских семей; привлечь для проживания на селе 740 молодых семей, обеспечив их доступным жильем; повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 14,6%; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 63,4% |
Система контроля за исполнением Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области и первый заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую отрасль. |
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения области образовательных, медицинских, культурных услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 29% сельского жилищного фонда области, центральным отоплением - 19%, канализацией - 21%, горячим водоснабжением - 14% площади сельских жилых помещений.
Уровень газификации природным газом в целом по области составляет 49,6%, в сельской местности - 11,4%. Газифицировано 407,99 тыс. квартир, в том числе в сельской местности – 103,1 тыс. квартир (из 103,1 тыс. квартир природным газом – 61,1 тыс. квартир).
Централизованным водоснабжением обеспечено 0,645 тыс. сельских поселений (8,1%), канализацией - 0,540 тыс. сельских поселений (7,2%). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 27% протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 9,14 тыс. человек в 1992 году до 9,25 тыс. человек на начало 2007 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 23,4 промилле, что на 39,9% выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2006 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 8,8 года и составляет 61 год (в городе - 63,9 года).
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 0.5 тыс. человек (специалистов высшего и среднего звена).
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2007 году среди руководителей и специалистов профессиональное образование имели только 48,2% работников, а высшее - 16,3%.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении жизненно важных потребностей проживающего на их территории населения. Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной Программы обусловлена:
необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее разрешению органов государственной власти, органов местного самоуправления области;
необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.
Программа разработана для достижения следующих целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления области;
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
повышение престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
повышение уровня водо- и газоснабжения сельских поселений;
привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов.
Сроки реализации Программы:
I этап - 2009 - 2010 годы;
II этап - 2011 - 2012 годы.
Программа включает мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, систем водо- и газоснабжения.
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - граждане, молодые семьи и молодые специалисты) является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Средства на указанные мероприятия выделяются на безвозвратной основе областному бюджету из федерального бюджета на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области - главный распорядитель средств областного бюджета по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" и долгосрочной целевой программе "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы", а также органы местного самоуправления области обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов и финансирование данных мероприятий согласно приложению 1 к Программе.
В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами, молодыми семьями и молодыми специалистами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставленные в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Правила предоставления и расходования субсидий на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - Федеральная программа) и долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы" на территории Вологодской области представлены в приложении 2 к Программе.
Реализация указанных мероприятий позволит: