ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 сентября 2008 года N 1732
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВОЕ ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ НА 2009-2015 ГОДЫ"
Утратил силу в ред. постановления Правительства области от 25.06.2012 N 681.
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 07.07.2009 N 1042;
Постановление Правительства области от 02.11.2009 N 1649;
Постановление Правительства области от 20.06.2011 N 708;
Постановление Правительства области от 28.10.2011 N 1371}
В целях повышения качества питания школьников (учащихся) в образовательных учреждениях Вологодской области
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Здоровое школьное питание на 2009 - 2015 годы" (далее - Программа).
(п. 2 исключен в ред. Постановления Правительства области от 20.06.2011 N 708)
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
По поручению Губернатора области
вице-губернатор области Н.В. Костыгов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 09.09.2008 N 1732
Наименование Программы | - долгосрочная целевая программа "Здоровое школьное питание на 2009 - 2015 годы" |
Основания для разработки Программы | - Закон Российской Федерации от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199202808.html"Об образовании"; Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200000045.html"О качестве и безопасности пищевых продуктов"; постановление Правительства Российской Федерации от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904607.html"О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов"; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 9 "О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов"; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000V200601262.html"Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"; закон области от http://192.168.32.101:8080/content/ngr/RU35DMJ200300222.doc"Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области"; закон области от http://192.168.32.101:8080/content/ngr/RU35DMJ200500018.doc"О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование"; постановление Правительства области от http://192.168.32.101:8080/content/ngr/RU35DMJ200400010.doc"О порядке реализации закона области от 15 июля 2003 года N 929-ОЗ"; постановление Правительства области от 24 октября 2005 года N 1118 "О регулировании наценок на продукцию общественного питания"; постановление Правительства области от 21 июля 2006 года N 703 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий, а также обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений, имеющих право на социальную поддержку"; постановление Правительства области от http://192.168.32.101:8080/content/ngr/RU35DMJ200700280.doc"Об утверждении порядка расходования субсидий на обеспечение молоком школьников (обучающихся) 1-4 классов образовательных учреждений области" |
Государственные заказчики Программы (заказчик-координатор) | - Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области |
Разработчики Программы | - Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области; департамент образования области; при участии управления Роспотребнадзора по Вологодской области* |
Основные цели и задачи Программы | цель - обеспечение здорового питания школьников, снижение заболеваемости учащихся, создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного питания в муниципальных образовательных учреждениях области задачи: внедрение новых технологий приготовления пищи, повышение пищевой и биологической ценности, вкусовых качеств продукции школьного питания, ее безопасности, расширение ассортимента продукции; создание новых и модернизация существующих производственных мощностей в системе школьного питания; обеспечение учащихся образовательных учреждений питанием, адекватным возрастным физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии, путем внедрения дифференцированного школьного меню по возрастным группам обучающихся; организация диетического питания детей, нуждающихся в пищевой коррекции по медицинским показателям; формирование культуры здорового питания |
Сроки реализации Программы | - 2009-2015 годы |
Исполнители Программы | - Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области (координатор Программы); департамент образования области; департамент финансов области; департамент здравоохранения области; Комитет информации, печати и телерадиовещания области; управление Роспотребнадзора по Вологодской области (далее - Роспотребнадзор)*; федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области"*; органы местного самоуправления муниципальных образований области* |
Объемы и источники финансирования Программы | - областной бюджет; бюджеты муниципальных образований; внебюджетные средства. Объем финансирования Программы на 2009-2015 годы по основным мероприятиям составляет 1100010,72 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности) | - улучшение качества питания школьников и обеспечение его безопасности за счет снижения доли неудовлетворительных проб продукции по бактериологическим показателям; внедрение сбалансированного рациона питания с учетом физиологических и возрастных особенностей школьников; улучшение показателей здоровья детского населения области, создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления, нормального роста и развития детей; внедрение новых технологий производства, форм и методов обслуживания школьников; развитие материально-технической базы школьного питания в соответствии с современными требованиями технологии производства и организации облуживания учащихся образовательных учреждений области; увеличение процента охвата горячим питанием учащихся, не относящихся к льготным категориям; сокращение издержек по производству школьного питания за счет внедрения новой системы организации питания, новых технологий производства продукции; увеличение удельного веса детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся образовательных учреждений |
Система контроля за реализацией Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляют заказчик-координатор Программы - Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области, департамент образования области, первые заместители Губернатора области, курирующие соответствующие отрасли |
- * по согласованию.
Одним из ведущих аспектов в формировании здоровья подрастающего поколения является полноценное сбалансированное питание. Адекватное питание является необходимым условием нормального роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, работоспособности и успешного обучения детей и подростков.
На территории Вологодской области проживает 233,2 тыс. детей в возрасте от рождения и до 17 лет, что составляет 19 % от общего количества жителей области. По данным департамента образования области, на 1 сентября 2007 года 114,392 тыс. детей обучаются в школах, что составляет 49 % от общего количества детей, из них обучаются в сельской местности - 33,353 тыс. человек, в городах- 81,039 тыс. человек. Всего в области функционирует 630 школ (информация представлена в таблице 1), в том числе 619 муниципальных образовательных учреждений и 11 государственных образовательных учреждений (школы-интернаты, кадетская школа-интернат, специальные (коррекционные) школы, лицей).
Таблица 1
Количество школ | Количество учеников | |||
% | % | |||
Городских | 173 | 27,5 | 81 039 | 70,8 |
Сельских | 457 | 72,5 | 33 353 | 29,2 |
Всего | 630 | 100 | 114 392 | 100 |
Состояние здоровья детей и подростков Вологодской области ухудшается. Недостаточное потребление полноценных продуктов, содержащих микронутриенты, витамины, из года в год является постоянно действующим фактором, который ведет к росту алиментарно-зависимых заболеваний (информация представлена в таблице 2). По данным департамента здравоохранения области, в настоящее время более 29,6% детей школьного возраста состоит на диспансерном учете с различными хроническими заболеваниями.
Развитие отдельных болезней напрямую связано с отсутствием или недостаточностью качественного питания детей в школах.
Таблица 2
Заболеваемость школьников Вологодской области по алиментарно-зависимым заболеваниям за 2003-2007 годы (в % от общего количества школьников) | |||||
Классы заболеваний | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Болезни органов пищеварения | 13,22 | 10,01 | 15,02 | 14,23 | 14,55 |
Болезни эндокринной системы | 5,72 | 5,76 | 7,00 | 6,66 | 5,21 |
Болезни косточно-мышечной системы | 16,56 | 16,21 | 22,00 | 21,49 | 8,31 |
Болезни крови, в том числе анемии | 1,28 | 1,32 | 2,39 | 2,45 | 5,19 |
Болезни кожи и п/жировой клетчатки | 4,77 | 5,33 | 6,62 | 6,75 | 11,46 |
В 2007 году в среднем по области горячее питание получали 86,9 % учащихся. При этом к горячему питанию относится завтрак, состоящий из чая и кондитерских изделий (выпечки).
Организация льготного питания осуществляется в соответствии с законом области от 15 июля 2003 года N 929-ОЗ "Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области", в соответствии с которым стоимость 1 дня для льготных категорий школьников, проживающих в семьях, которые нуждаются в материальной поддержке, состоящим на учете в противотуберкулезном диспансере, из многодетных семей составляет 12 рублей.
Количество школьников, получающих льготное бесплатное питание, составляет более 65 тыс. детей. Стоимость питания школьников в школах-интернатах, специальных (коррекционных) общеобразовательных школах составляет 78 рублей в день.
В 2006-2007 учебном году бесплатным питанием за счет средств областного бюджета были охвачены 59,2% учащихся, в том числе:
учащиеся школ за счет субсидии на питание школьников - 68388 чел.;
учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья - 2227 чел.;
учащиеся специальных образовательных учреждений - 117 чел.;
учащиеся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 407 чел.
В соответствии с постановлением Правительства области от 30 июля 2007 года N 988 "Об утверждении Порядка расходования субсидий на обеспечение молоком школьников (обучающихся) 1-4 классов образовательных учреждений области" организовано бесплатное обеспечение порционным молоком, обогащенным витаминами, в асептической упаковке емкостью 200 мл школьников 1 - 4 классов (41506 учеников или 36,3 % от общего количества обучающихся) образовательных учреждений области.
Анализ работы организаций, осуществляющих услугу питания школьников, показывает, что по состоянию на 1 января 2008 года почти 28 % - это сторонние организации (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица - 5,8 %, общества с ограниченной ответственностью - 11,1 %, открытые акционерные общества - 4 %, муниципальные унитарные предприятия - 3,9 %, организации потребкооперации - 2,8 %). Такая ситуация приводит к повышению издержек при производстве питания школьников, затрудняет контроль за деятельностью предприятий питания (как санитарно-гигиенический, так и финансовый), что в свою очередь ведет к увеличению себестоимости питания за счет повышения закупочных цен на сырье, снижению качества питания.
Составлением рационов питания в школах занимаются, как правило, лица, не являющиеся специалистами в области здорового школьного питания. Данную работу должны осуществлять врачи - диетологи, специализирующиеся на питании школьников. В результате рацион школьных столовых представлен только в одном варианте, едином для школьников всех возрастов. Это приводит к повышению уровня заболеваемости и снижению успеваемости учащихся.
Не в полном объеме соблюдаются нормы питания детей по мясу, рыбе, молочным продуктам, овощам, фруктам. Восполнение калорийности в основном происходит за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий.
Отмечаются недостаточные объемы порций и единые выходы блюд для детей разных возрастных категорий. Около трети учащихся области заменяют горячее питание буфетной продукцией (чай, выпечка), которая не может восполнить физиологические и энергетические затраты детского организма, заменить полноценное горячее питание в течение дня.
В соответствие с требованиями санитарного законодательства (СанПиН 2.4.2.1178-02-"Гигиенические требования к условиям обучающихся в общеобразовательных учреждениях") для учащихся общеобразовательных учреждений должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак), для учащихся групп продленного дня - двухразовое горячее питание - завтрак и обед. Школьный завтрак должен покрывать 25% суточной потребности ребенка в пищевых веществах и энергии, обед - 35% соответственно.
Сбалансированное питание должно способствовать правильному удовлетворению потребностей детского организма в белках, жирах, углеводах и энергии, соответственно рацион питания должен быть разработан для 2-х возрастных категорий (7-11 и 11-18 лет).
Анализ оснащения школьных столовых оборудованием показывает, что в школах сохранились минимальные условия для организации горячего питания, обеспеченность школьных пищеблоков технологическим оборудованием недостаточная. В большинстве школьных столовых оборудование физически и морально устарело и требует замены.
Износ технологического оборудования пищеблоков школьных столовых Вологодской области составляет от 48% до 100%, возраст оборудования составляет до 44 лет. С целью экономии средств большая часть школьных столовых оснащена бытовыми холодильниками, электроплитами, механическим оборудованием, что является нарушением санитарных правил. Пищеблоки оснащены как заготовочные столовые, однако около 90% из них проектировались и строились как доготовочные. Из-за отсутствия базовых предприятий школьного питания, которые должны поставлять в школьные столовые полуфабрикаты, а не сырье, первичная обработка которого требует наличия специальных помещений, школьные столовые вынуждены работать по полному циклу производства.
Вследствие вышеуказанных причин питание учащихся в образовательных учреждениях остается крайне неудовлетворительным.
В действующей системе школьного питания области имеется ряд серьезных недостатков:
слабая организация питания учащихся, не относящихся к льготным категориям, питанием за счет средств родителей;
скудное и непривлекательное для детей и подростков меню школьной столовой, слабая организация обслуживания учащихся;
отсутствие централизованной системы организации питания школьников, которая способствовала бы значительному снижению издержек производства, а также повышению контроля за качеством и безопасностью продукции;
слабая материально-техническая база пищеблоков школ, моральный и физический износ оборудования. Приготовление пищи в школьных столовых производится на устаревшем энергоемком оборудовании, вследствие чего издержки на энергозатраты составляют 10-39 % от общей суммы издержек;
не все образовательные учреждения имеют приспособленные помещения для организации питания, так на начало 2006-2007 учебного года в 50 школах вообще отсутствовали столовые или буфеты;
низкая квалификация персонала школьных столовых, отсутствие профессиональных кадров в сельских школах;
несбалансированность питания;
низкое качество и безопасность блюд. Удельный вес неудовлетворительных проб по бактериологическим показателям в 2007 году составил 6,4%, неудовлетворительных смывов с оборудования - 6,6%;
несоблюдение санитарно-гигиенических требований в школьных пищеблоках при производстве питания.
Эти и многие другие проблемы организации школьного питания могут быть решены путем индустриализации производства школьного питания с использованием последних достижений медицины, нутрициологии, гигиены питания, новых технологий приготовления пищи и, конечно же, за счет внедрения централизованной системы организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях.
Практика показывает, что применение принципа централизации производства позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и обеспечивать необходимое качество и безопасность пищи.
Современные принципы эффективной организации системы школьного питания требуют комплексного подхода к решению основополагающих задач, таких как организация снабжения и производственного контроля, техническое переоснащение, организация технологического процесса, совершенствование кадрового состава.
Координация действий по решению этих задач на основе рационального распределения функций в деятельности различных участников и организаторов питания в образовательных учреждениях области, оптимизация схемы работы предприятий школьного питания и разработка логистических цепочек (рациональное размещение и оптимальные маршруты) в рамках реализации Программы позволит наладить контроль и снизить затраты на обеспечение технологического процесса.
Основная цель Программы - обеспечение здорового питания школьников, снижение заболеваемости учащихся, создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного питания в муниципальных образовательных учреждениях области.