ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2008 года N 1728

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2009-2010 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства области от 03.02.2009 N 161;

Постановление Правительства области от 07.07.2009 N 1042;

Постановление Правительства области от 10.08.2009 N 1222;

Постановление Правительства области от 02.11.2009 N 1657;

Постановление Правительства области от 28.06.2010 N 720}

В соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации"

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы (далее - Программа).

2. Департаменту финансов области (С.С. Тугарин) предусматривать ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год выделение средств на реализацию Программы на соответствующие годы.

По поручению Губернатора области

вице-губернатор области Н.В. Костыгов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 09.09.2008 N 1728

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2009-2010 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы

Основание для разработки разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200700936.html"О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)"

Государственный заказчик-координатор Программы

- департамент здравоохранения области

Разработчик Программы

- департамент здравоохранения области

Основные цели и задачи Программы

- основные цели: предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения; задачи: - обеспечение 98 % новорожденных детей прививками против туберкулеза; - организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 % населения; - госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; - проведение санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза

Сроки реализации Программы

- 2009-2010 годы

Исполнители Программы

- департамент здравоохранения области, департамент труда и социального развития области, государственное предприятие Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация", противотуберкулезные учреждения

Объемы и источники финансирования Программы {в редакции: Постановление Правительства области от 28.06.2010 N 720}

- всего – 7720,0тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 7720,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение: смертности от туберкулеза до 8,0 на 100 тыс. аселения; заболеваемости туберкулезом в области до 35,5 на 100 тыс. населения; выхода больных на инвалидность вследствие туберкулеза до 1,5 на 10 тыс. населения

Система контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения области и первый заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую отрасль



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 22544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2007 году - 7374 и 1244 больных соответственно.

Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2,5 раза, но остается почти в 20 раз выше среднеобластного показателя и составляет 705,5 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2007 году при среднеобластном показателе 36,5 на 100 тыс. населения.

Наряду с другими факторами росту напряженности эпидемиологической ситуации способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из учреждений исполнения наказаний, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.

Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.

Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 % нуждающихся больных).

Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 50 % умерших от туберкулёза больных состояли на учёте у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.

Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.

Следствием этого явилось увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 2 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1,9 на 10 тыс. населения в 2007 году и продолжает расти.

Наиболее информативным для оценки эпидемиологической ситуации является показатель заболеваемости туберкулезом детей. Заболеваемость детей и подростков по сравнению с 2000 годом увеличилась в 2 раза и составила в 2004 году 18,6 и 11,5 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 11,1 и 7,0 соответственно.

Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции и отсутствием полноценного питания.

Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бактериовыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом.

Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию коек и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.

Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 % которых становятся инвалидами.

Поэтому, из-за сохраняющегося низкого жизненного уровня населения, недостаточной социальной и санитарной профилактики туберкулеза, требуется межведомственное взаимодействие для решения данных проблем, которое может быть обеспечено только программными методами.

Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение 98 % новорожденных детей прививками против туберкулеза;

организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 % населения, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;

совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;

госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;

проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;

укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;

улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;

совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.

Сроки реализации Программы 2009-2010 годы.

III. Перечень программных мероприятий


N п/п

Содержание мероприятий

Стоимость мероприятий всего (тыс. руб.)

В том числе

Исполнители

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

6

Раздел I. Профилактика и лечение туберкулеза

1.1.

Проведение химиопрофилактики туберкулеза

1200,0

600,0

600,0

департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения

1.2.

Проведение химиотерапии больных туберкулезом

4800,0

2400,0

2400,0

департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения

1.3.

Обеспечение хранения и доставки противотуберкулезных препаратов в государственном предприятии Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация"

200,0

100,0

100,0

департамент здравоохранения области

ИТОГО по разделу I

6200,0

3100,0

3100,0


1

2

3

4

5

6

РАЗДЕЛ II. Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием

2.1. {в редакции: Постановление Правительства области от 28.06.2010 N 720}

Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием

1520,0 520,0

12800,0

1520,0 520,0

департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения

2.1. {в редакции: Постановление Правительства области от 28.06.2010 N 720}

ИТОГО по разделу II

1520,0 520,0

12800,0

1520,0 520,0

РАЗДЕЛ III. Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания

3.1.

Обследование граждан, поступающих на проживание в стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания флюорографически, рентгенологически с представлением кадра (снимка), выполненного не позднее 3 месяцев до поступления

департамент здравоохранения области

3.2.

Проведение противорецидивных и общеукрепляющих курсов лечения клинически излеченных больных туберкулезом и химиопрофилактики контактных больных (2 раза в год)

240,0

120,0

120,0

департамент труда и социального развития области

3.3.

Рентгенологическое обследование лежачих больных и флюорографическое обследование граждан, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, требующих обследования 2 раза в год

68,0

34,0

34,0

департамент труда и социального развития области

ИТОГО по III разделу

308,0

154,0

154,0

ИТОГО по Программе

28553,8

16054,0

12499,8



IV. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложениям 1 и 2 к Программе. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год.

Механизм реализации Программы


Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области, а по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области на основе координации проводимых мероприятий и взаимодействия всех заинтересованных ведомств, названных в Программе.

Формы и методы работы по реализации Программы включают в себя проведение плановых заседаний областной, городских и районных санитарно-противоэпидемиологических комиссий, ведомственных коллегий.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

VI. Контроль за ходом реализации Программы


Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим соответствующую отрасль.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»