С увеличением количества детей в семье происходит снижение среднедушевых доходов населения. В семьях, имеющих одного ребенка, среднедушевой доход в 2006 году составил 8482 рубля, в семьях, имеющих двоих детей, - 7819 рублей, в семьях, имеющих троих детей, - 3729 рублей в месяц на одного члена семьи.
Важное значение в повышении жизненного уровня населения и, в первую очередь, трудоспособных граждан, способных реализовать свой репродуктивный потенциал, имеет эффективная занятость.
В условиях существования вынужденной неполной занятости населения, связанной с использованием отпусков по инициативе работодателя, работой в режиме неполной рабочей недели или дня, работой в неблагоприятных условиях труда на некоторых производствах, заниженной заработной платой и нерегулярностью ее выплаты, а вследствие этого и текучестью персонала, обостряются проблемы безработицы. Каждый пятый, уволившийся по собственному желанию, находится в возрасте до 20 лет, 13,6% - в возрасте от 20 до 29 лет, половина уволившихся по собственному желанию - в возрасте 40 - 49 лет.
Средний возраст безработных составляет 34,5 года. Безработные в Вологодской области в среднем моложе занятого населения на 4,5 года. Каждый третий безработный - в возрасте до 30 лет.
В Вологодской области разработаны и реализуются политика и стратегия сохранения и укрепления здоровья населения Вологодской области, которые также решают задачи снижения предотвратимой смертности. Основным инструментом их выполнения являются целевые программы и планы мероприятий Правительства области. В 2008 году Правительством области утверждены следующие долгосрочные целевые программы:
"Здоровое школьное питание на 2009-2015 годы";
"Обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов в Вологодской области на 2009-2011 годы";
"Льготные лекарства" на 2009-2010 годы;
"Анти-ВИЧ/СПИД" на 2009-2011 годы;
"Эффективная и безопасная лучевая диагностика" на 2009-2011 годы;
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы.
Принято постановление Правительства области "Об утверждении целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009 год".
Однако информационная поддержка этих программ недостаточная и составляет от 5 до 25 % от необходимых эффективных объемов.
Кроме того, в области приняты законы и целевые программы, мероприятия которых также направлены на улучшение демографической ситуации в области (мероприятия указаны в таблице N 1 раздела III Программы).
Настоящая Программа усилит действующие целевые программы, будет способствовать стабилизации демографической ситуации и сохранению положительных тенденций в демографическом развитии области.