ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 сентября 2008 года N 1713
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009, 2010 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 07.07.2009 N 1042;
Постановление Правительства области от 14.09.2009 N 1388;
Постановление Правительства области от 02.11.2009 N 1660;
Постановление Правительства области от 28.12.2009 N 2064;
Постановление Правительства области от 15.02.2010 N 145;
Постановление Правительства области от 13.12.2010 N 1438}
В соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации"
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2011 годы (далее - Программа).
По поручению Губернатора области
вице-губернатор области Н.В. Костыгов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
Наименование Программы | - | долгосрочная целевая программа "Демографическое развитие Вологодской области" на 2009, 2010 годы |
Основание для разработки Программы | - | Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года |
Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор) | - | департамент труда и социального развития области |
Разработчики Программы | - | департамент труда и социального развития области; |
департамент здравоохранения области; | ||
департамент образования области; | ||
Департамент занятости населения области | ||
Основные цели Программы | - | повышение качества жизни населения области; снижение темпов убыли населения области; стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту |
Основные задачи Программы | снижение смертности населения области, прежде всего, сверхсмертности в трудоспособном возрасте, от неестественных причин; увеличение продолжительности жизни населения области; стимулирование рождаемости в области; укрепление здоровья населения области, в том числе репродуктивного; повышение социально-гигиенической грамотности населения области, формирование мотивации соблюдения здорового образа жизни; укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство; управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития области; расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства, реконструкции,капитального ремонта, открытия групп в образовательных учреждениях | |
Сроки реализации Программы | - | 2009, 2010 годы |
Исполнители Программы | - | департамент здравоохранения области; департамент образования области; комитет по физической культуре и спорту области; комитет по делам молодежи области; Комитет информации, печати и телерадиовещания области; Департамент занятости населения области; управление записи актов гражданского состояния области; департамент труда и социального развития области; Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области; Департамент культуры области; департамент сельского хозяйства области; Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области; комитет социальной безопасности области; управление труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда" Вологодской области; Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области; Управление внутренних дел по Вологодской области (по согласованию); государственное учреждение культуры и образования "Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации"; органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы 691 347,46 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 576 671,10 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов, в том числе по годам: 2009 год всего - 330 734,60 тыс. рублей, в том числе: 274 836,6 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов; 2010 год всего - 360 612,86 тыс. рублей, в том числе: 301 834,5 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования расходов |
Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности) | - | снижение темпов убыли населения области с 7,6 тыс. человек в 2006 году до 6,5 тыс. человек в год в 2010 году; увеличение коэффициента рождаемости с 10,9 родившихся на 1000 человек населения в 2006 году до 12 родившихся на 1000 человек населения; снижение коэффициента смертности с 17,1 умерших на 1000 человек населения в 2006 году до 16,5 умерших на 1000 человек населения; снижение младенческой смертности с 8,6 умерших на 1000 родившихся до 8 умерших на 1000 родившихся; увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,348 в 2006 году до 1,5; сокращение общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10 % (с 3,9 человека на 1000 работающих в 2006 году до 3,5 человека на 1000 работающих); увеличение миграционного прироста населения с - 39 человек в 2006 году до 3 тыс. человек в год, преимущественно за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР; увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях с 59770 в 2006 году до 67570 (увеличение на 7,8 тыс. мест) |
Контроль за ходом реализации Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы социальной сферы |
В последние годы решение вопросов демографического развития вошло в число приоритетных направлений деятельности государства. Об этом свидетельствуют, прежде всего, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых отмечается, что достижение успеха во всех сферах деятельности возможно только при решении демографических проблем.
В Послании Президента от 10 мая 2006 года проблема демографии определена Президентом как самая главная в России. Для ее решения необходимо снижение смертности населения, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.
В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции, причиной которой является превышение числа умерших над числом родившихся, то есть естественная убыль населения. Начиная с 1991 года, депопуляция приобрела устойчивый долговременный характер.
В Вологодской области в 2001-2007 годах естественная убыль населения сохранялась на уровне 4,9-11,4 тыс. человек в год. За 2007 год численность жителей области уменьшилась на 4,9 тыс. человек или на 0,4 процента. Естественная убыль за прошедший год составила 5,3 тыс. человек, миграционный прирост - 441 человек.
На 1 января 2008 года численность постоянного населения области составила 1222,9 тыс. человек.
(тыс. человек)
Годы | Численность населения на конец года | Изменения за год | ||
общее сокращение за год | в том числе за счет | |||
естественной убыли | миграционного прироста | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2000 | 1311,3 | -7,9 | -9,4 | 1,5 |
2001 | 1301,1 | -10,2 | -10,3 | 0,2 |
2002 | 1266,8 | -10,3 | -10,6 | 0,3 |
2003 | 1255,6 | -11,4 | -11,8 | 0,3 |
2004 | 1245,5 | -10,1 | -10,5 | 0,3 |
2005 | 1235,4 | -10,1 | -10,4 | 0,3 |
2006 | 1227,8 | -7,6 | -7,6 | - 0,03 |
2007 | 1222,9 | -4,9 | -5,3 | 0,4 |
По прогнозным расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области к 2010 году численность жителей области уменьшится по сравнению с 2005 годом на 36,4 тыс. человек и составит 1199,0 тыс. человек.
В 2001-2007 годах число умерших ежегодно превышало число родившихся в 1,4 - 1,9 раза.
(человек)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Число родившихся | 12055 | 12799 | 13168 | 13387 | 13022 | 13458 | 14178 |
Число умерших | 22370 | 23444 | 24938 | 23941 | 23379 | 21066 | 19509 |
За последние годы значительно изменился возрастной состав населения области. В структуре населения к 2007 году, в сравнении с 2002 годом, на 14,7% уменьшилась численность возрастной группы 0-15 лет; на 5,1% снизилась численность населения пенсионного возраста; на 1,0% увеличилось число лиц в трудоспособном возрасте.
В последующие 10 лет прирост трудоспособного населения в области пойдет на убыль, так как в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Предположительно к 2010 году численность трудоспособного населения сократится на 4%, а к 2020 году - на 20%.
Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 63,2% в 2007 году до 58,6% в 2015 году и 55,3% в 2020 году.
Современное демографическое развитие характеризуется высокой смертностью населения, прежде всего, высокими показателями преждевременной и предотвратимой смертности. С началом развертывания в России экономических реформ, которые привели к значительному снижению уровня жизни, масштабы роста показателей смертности оказались беспрецедентными для условий мирного времени. Другие причины высокой смертности - чрезмерный стресс и нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности значительной части населения страны, вызванные шоковой стратегией проведения реформ, нарастание алкоголизации населения в результате расширения доступности алкогольной продукции, ухудшения ее качества, а также употребление алкогольных суррогатов.
В 2007 году структура смертности населения области выглядит следующим образом: на 1-м ранговом месте находятся болезни системы кровообращения (57,7%), на 2-м - новообразования (12,9%), на 3-м - несчастные случаи, отравления и травмы (12,4%). Эти три причины в целом определяют более 80% смертей из 19509 смертей, зарегистрированных в 2007 году, поэтому в целях снижениях смертности населения области приоритетным направлением следует определить решение вопросов предотвратимой смертности.
Высоким остается уровень смертности среди трудоспособного населения области. В 2007 году в трудоспособном возрасте умерло от всех причин 5836 человек или 30% всех умерших. Основными причинами смерти трудоспособных граждан являются несчастные случаи и травмы.
(человек)
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Всего умерших | 20728 | 22370 | 23444 | 24938 | 23941 | 23379 | 21066 | 19509 |
в том числе по причинам смерти: | ||||||||
от инфекционных и паразитарных болезней | 144 | 163 | 179 | 224 | 185 | 190 | 177 | 165 |
от новообразований | 2715 | 2724 | 2635 | 2805 | 2635 | 2517 | 2601 | 2509 |
от болезней: | ||||||||
системы кровообращения | 11826 | 12672 | 13417 | 13800 | 13076 | 12929 | 11863 | 11256 |
психических расстройств | 54 | 63 | 71 | 92 | 68 | 77 | 68 | 38 |
нервной системы и органов чувств | 101 | 125 | 104 | 143 | 149 | 146 | 139 | 110 |
органов дыхания | 769 | 812 | 984 | 1054 | 910 | 901 | 670 | 590 |
органов пищеварения | 631 | 769 | 949 | 1217 | 1489 | 1613 | 1213 | 1053 |
от несчастных случаев, отравлений и травм | 3037 | 3382 | 3448 | 3764 | 3652 | 3363 | 2878 | 2421 |
из них от: | ||||||||
убийств | 345 | 370 | 320 | 316 | 267 | 284 | 731 | 203 |
самоубийств | 742 | 691 | 666 | 658 | 587 | 486 | 504 | 431 |