1.1. Историческая справка.
В России помимо природных богатств существует ряд национальных символов, и один из них – вологодское кружево. Как вид искусства кружевной промысел в Вологодском крае складывался на протяжении длительного времени. Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере, но самые ранние образцы местного кружева, сохранившиеся в собраниях Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, относятся к XVII веку. Это так называемые "золотные" кружева – из золотых и серебряных нитей, которыми украшали одежды из плотных дорогих тканей: парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковных предметов.
Развитие кружевоплетения на вологодской земле одна из самых ярких страниц художественной жизни края. Ни один вид прикладного искусства не прославил Вологду так, как кружево. Красота вологодского кружева в его рукотворности, придающей каждому произведению индивидуальность и неповторимость.
Формированию кружевного промысла на вологодчине способствовало географическое положение края и его экономическое развитие. Вологда с XVI века являлась крупным торговым и ремесленным центром Руси. Сюда по Северному морскому пути прибывали иностранные корабли с товарами, в числе которых были изделия, украшенные кружевами.
Разнообразие ремесел, бытовавших на Русском Севере, и высокое художественное мастерство, проявляемое жителями края, особенно в женском рукоделии: ткачестве, вышивке - послужило основой для возникновения и распространения кружевоплетения.
К концу XVIII века на вологодской земле сложилось несколько кружевных центров, которые имели свой язык орнаментов, свой стиль, свои способы выражения. Наиболее интересными являются кадниковские, устьянские, кубеноозерские, вологодские, грязовецкие кружевные центры.
В начале XIX века в стране широкое распространение получили кружевные крепостные фабрики. В Вологодской губернии создание первой кружевной фабрики связывают с именем помещицы Засецкой, которая в 1820 году в трех километрах от Вологды организовала кружевную мастерскую из крепостных девушек.
После отмены крепостного права кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии. В 1886 году Вологодское губернское земство в целях содействия развитию кустарных промыслов, в том числе сохранения самобытных черт вологодского кружева, создало в Вологде кустарный комитет. Склад, который был организован при комитете, снабжал кружевниц сырьем, принимал готовые изделия и представлял кружево на больших ярмарках, лучшие образцы экспонировал на торгово-промышленных и сельскохозяйственных выставках. Этот промысел давал средства к существованию целых уездов.
К 1893 году кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. Вологодские кружева высоко ценились в столичных магазинах, по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.
В истории кружева существует понятие "вологодского манера", создателем которого считают А.Ф. Брянцеву. Эта вологодская кружевница, соединив полотнянку с плетешковыми решетками, изготавливала легкие, ажурные кружева, напоминавшие гипюр. Своему методу Анфия Федоровна вместе с дочерью обучила около восьмисот девушек.
Наиболее динамично промысел развивался в первой половине XX века. Вологодская область выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла тем, что руководителей кружевного промысла готовила профтехшкола, созданная в Вологде в 1928 году, преобразованная позднее в профессиональное училище N 15 (ресурсное по народным промыслам). А с организацией в Вологде кружевного объединения, созданием творческой лаборатории, подбором хорошего творческого коллектива художников Вологда становится географическим художественным центром кружевоплетения. Локальные местные стилевые особенности кружева получили новую интерпретацию и переосмысление.
Кружево, созданное руками вологодских мастериц, знают и любят во всем мире. Еще в 1876 году кружевные изделия получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. Высшая награда, Гран-при "за новизну и художественное исполнение кружевных изделий", была им присуждена на международной выставке в Париже в 1937 году. На выставках в Париже в 1925 году, в Брюсселе в 1958 году и в Пловдиве в 1969 году они были удостоены Золотых медалей.
В Вологодском государственном музее-заповеднике собрана одна из самых богатых коллекций вологодского кружева. Она насчитывает более трех тысяч экспонатов.
Современное Вологодское кружево бытует в основном как элемент декора одежды, изделий домашнего текстиля или как авторские кружевные изделия: косынки, воротники, галстуки, салфетки, скатерти, декоративные панно и т.д. К сожалению, практически утрачены технологии старинного численного кружева, которое бытовало в Вологодской области и имело более древние корни происхождения.
Мода быстротечна, но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Кружевоплетение, как и все народные художественные промыслы, представляет собой неотъемлемое достояние народов Российской Федерации. Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" определено, что их сохранение, возрождение и развитие является важной государственной задачей.
1.2. Анализ современной ситуации.
В настоящее время в Вологодской области сложилась следующая структура кружевного промысла:
1.2.1. Промышленное производство осуществляют:
группа компаний, созданных на базе Вологодской кружевной фирмы "Снежинка". Они выпускают мерное кружево, типовые штучные кружевные изделия в широком ассортименте (салфетки, пелерины, манто и многое другое), декорированные кружевом швейные изделия (столовое и постельное белье, женская одежда), эксклюзивные высокохудожественные изделия;
дочернее предприятие ООО "Нерум" - ООО "Вологодское кружево". Производит мерное кружево и кружевные элементы отделки для одежды;
индивидуальные мастера, изготавливающие небольшие штучные изделия (салфетки, воротники, косынки, галстуки) и самостоятельно реализующие произведенную продукцию.
1.2.2. Подготовку профессиональных кадров для кружевного промысла ведут:
ГОУ СПО "Губернаторский колледж народных промыслов" (г. Вологда) (далее – Колледж народных промыслов). Ежегодно выпускает специалистов по профессии мастер народных художественных промыслов по квалификации кружевоплетение-вышивка – 25-30 человек, часть из них устраивается на промышленные предприятия ЗАО "Снежинка" и ООО "Нерум", работают в учреждениях дополнительного образования детей и школах преподавателями труда, педагогами – организаторами;
ГОУ ВПО "Высшая школа искусств (институт)" (Санкт-Петербург). В 2006 году открыта кафедра кружевоплетения с получением среднего специального и высшего образования, заведующая кафедрой - Лапшина Екатерина Александровна, выпускница Колледжа народных промыслов г. Вологды 1999 года. В настоящее время в соответствии с договором, заключенным Колледжем народных промыслов, в институте продолжают обучение 18 выпускниц училища.
1.2.3. Обучение детей основам кружевоплетения осуществляют:
в Вологде:
ГОУ "Вологодский детский дом имени В.А. Гаврилина";
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N25";