Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2007 года N 1136

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ"

{Утратил силу:

Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}

{Изменения и дополнения:

Постановление Законодательного Собрания области от 16.07.2008 N 576}

Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2008-2012 годы" (далее именуется - Программа).

2. Правительству области при формировании проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом возможностей областного бюджета.

Заместитель председателя

Законодательного Собрания

области В.В.Буланов

Утверждена постановлением

Законодательного Собрания области

от 07.12.2007 N 1136

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

- областная целевая Программа "Развитиельняного комплекса Вологодской области на 2008 - 2012 годы"

Основание для разработки Программы

- "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200702377.doc); закон области от c:\content\ngr\RU35DMJ200500491.doc"О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области"

Государственный заказчик-координатор Программы

- департамент сельского хозяйства области

Разработчик Программы

- департамент сельского хозяйства области

Цели Программы

- создание условий для стабильного и эффективного функционирования отрасли льноводства на основе развития собственной сырьевой базы и производства конечного конкурентоспособного продукта; обеспечение социально-экономической стабильности территорий, специализирующихся на выращивании и переработке льна

Основные задачи Программы

- создание условий для повышения конкурентоспособности льняной отрасли и поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет построения вертикально-интегрированного льняного кластера и проведения комплексной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий области; повышение эффективности производства льносодержащей продукции; оптимизация системы государственной поддержки отрасли; решение проблемы кадрового обеспечения отрасли; содействие занятости граждан путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест; создание и совершенствование благоприятного инвестиционного климата в льнокомплексе области

Сроки реализации Программы

- 2008 - 2012 годы

Исполнители Программы

- департамент сельского хозяйства, льносеющие хозяйства, льноперерабатывающие и текстиль-ные предприятия области

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы - 2807,8 млн. руб., в том числе: 2008 год - 810,0 млн. руб.; 2009 год - 663,3 млн. руб.; 2010 год - 495,4 млн. руб.; 2011 год - 438,3 млн. руб.; 2012 год - 400,8 млн. руб.; за счет средств областного бюджета, всего - 1603,8 млн. руб., в том числе: 2008 год - 495,0 млн. руб.; 2009 год - 379,3 млн. руб.; 2010 год - 254,4 млн. руб.; 2011 год - 252,3 млн. руб.; 2012 год - 222,8 млн. руб.; прочие источники, всего - 1204,0 млн. руб., в том числе: 2008 год - 315,0 млн. руб.; 2009 год - 284,0 млн. руб.; 2010 год - 241,0 млн. руб.; 2011 год - 186,0 млн. руб.; 2012 год - 178,0 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение площадей посева льна до 12,0 тыс.гектаров; увеличение валового сбора длинного льноволокна до 4,2 тыс. тонн; повышение средней урожайности льноволокна до 7,5 ц/га; увеличение валового сбора льносемян до 1,8 тыс. тонн к 2012 году; увеличение общего объема выпуска товарной текстильной продукции до 1 230,0 млн. рублей в год; увеличение выпуска готовых тканей до 21,0 млн. кв.м в год; создание до 1700 новых рабочих мест; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по сельскохозяйственному сектору на 137 процентов, по текстильному сектору - на 450 процентов; снижение затрат на единицу конечной продукции на 25 - 30 процентов; повышение качества готовой продукции на 1,5 - 2,0 номера; сокращение сроков уборки на 15 - 20 процентов от обычных; повышение рентабельности в отрасли льноводства на 15 - 20 процентов; повышение уровня жизни населения области, в том числе сельского.

Система контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляют департамент сельского хозяйства области и первый заместитель Губернатора области, курирующий вопросы агропромышленного комплекса области.



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Вологодской области находится самое северное в России льняное поле. В 60-е годы прошлого столетия посевные площади под льном-долгунцом доходили до 50-70 тыс. гектаров. Культура занимала 15 процентов всех посевных площадей и в силу своей доходности давала до 37 процентов денежных поступлений от растениеводства.

В российском производстве льна и товарной продукции из него Вологодская область всегда играла весомую роль. В области размещалась пятая часть всех посевов льна-долгунца и, несмотря на более суровые условия его возделывания, урожайность льна и качество волокна всегда были выше, чем в среднем по России. Удельный вес валового сбора льноволокна в разные годы составлял 18-22 процентов, а выработка льняных готовых тканей 6-8 процентов общероссийских объемов.

В силу социально-экономических преобразований в конце ХХ века произошел резкий спад производства льна в целом по России и в Вологодской области, в частности. Реформы 1990-х годов, в целом ухудшившие условия производства в аграрном секторе, по льноводству нанесли наиболее существенный удар - к 1998 году оно сократилось более чем в пять раз.

Ситуация усугублялась тем, что при резком снижении покупательной способности населения внутренний спрос на льняную продукцию практически исчез.

В 1998-2004 годах на волне роста интереса к натуральным волокнам (в том числе и льну), введения новых экологических законов и внимания к охране окружающей среды мировая потребность во льне стала расти, рост спроса на льноволокно на мировых рынках способствовал оживлению российского льня-ного сектора: благодаря изменению технологии с трудоемкой на капиталоемкую росли урожайность льна, посевные площади, валовой сбор. На протяжении 1998-2004 годов экспорт льна и товарной продукции из него из России в страны ЕС стабильно рос, составляя 60-70 процентов объемов продаж ведущих компаний, при этом основным конкурентным преимуществом российских льняных тканей являлась их низкая цена.

В 2005 году ситуация в российской льняной отрасли вновь кардинально изменилась. Основными причинами этого стали вступление Китая в ВТО и отмена для китайских производителей импортных квот на текстильную продукцию и одежду, действовавших ранее. В результате экспорт льняных тканей из Китая вырос в 6 раз, а объем российского экспорта упал почти в 2 раза (более того, в целом объемы производства плательно-бельевых тканей сократились на 25 процентов).

Причинами низкой конкурентоспособности российской льняной продукции является комплекс проблем, существующих на всех этапах создания ее стоимости: от семеноводства и сельского хозяйства до отделки тканей и дизайна готовых изделий. Комплексность проблем не позволяет успешно конкурировать ни с азиатскими компаниями по цене, ни с европейскими - по качеству.

Приходится констатировать, что льняной комплекс Вологодской области, несмотря на наличие предприятий полной технологической цепочки по выпуску готовой льносодержащей продукции из первичного сырья (более 49 сельхозтоваропроизводителей (далее - льносеющих хозяйств), 11 льнозаводов, 3 льносемстанции и 2 текстильных предприятия) и подходящие для успешного выращивания льна климатические условия, сталкивается в настоящее время с общими проблемами для льняной отрасли в России и мире, особенно обострившимися в последние годы в связи с интервенцией на европейский и мировые рынки китайских производителей льняных тканей и изделий изо льна в виду отмены квот на китайский экспорт текстиля.

К основным проблемам в льняном комплексе области относятся:

1) отсутствие специализированной техники и оборудования, что приводит к снижению качественных и количественных характеристик урожая, а также к снижению эффективности его дальнейшей переработки;

2) на льнозаводах также отсутствует современное технологическое оборудование, что приводит к низкому выходу наиболее ценного продукта - длинного льноволокна (на уровне 40 - 45 процентов от общего количества получаемой готовой продукции);

3) для льнокомбинатов основной проблемой была и остается высокая изношенность оборудования и отсутствие автоматизированных систем управления производственным процессом, что не позволяет организовать на комбинатах гибкую мелкосерийную систему производства и обеспечить требуемое качество продукции. Отличительной особенностью используемого в настоящее время на льнокомбинатах области прядильного и ткацкого оборудования является его высокая энергоемкость, а это приводит к значительному повышению себестоимости продукции;

4) кроме того, оборудование льнокомбинатов не отличается экологичностью, что существенно ухудшает и без того вредные условия производства.

Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем, у области есть ряд фундаментальных предпосылок для достижения долгосрочной конкурентоспособности в льняной отрасли:

1) Вологодская область - исторический центр льноводства, где геогра-фически сосредоточены компании, представляющие все основные элементы цепочки создания льнотекстильной продукции и высокохудожественных изделий изо льна;

2) наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохо-зяйственными предприятиями области;

3) близкое расположение к рынкам Европы, что позволяет уменьшить сроки доставки тканей покупателям.

Необходимость координации межотраслевых связей


Существующие на сегодняшний день в льняной отрасли Вологодской области проблемы, являясь отражением общероссийского состояния льняного комплекса в целом, носят системный характер и затрагивают не только текстильное производство, но и сельское хозяйство.

Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья.

Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.

Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном виды деятельности от селекции семян до выпуска готовой продукции.

Создание условий для стабильного и эффективного развития льноводства предполагает комплекс мероприятий, затрагивающих большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе льносеющих хозяйств, льнозаводов, организаций текстильной отрасли, обеспечение загрузки производственных мощностей которых осуществляется за счет поставок продукции сельхозпроизводства, а с учетом необходимости активизации деятельности имеет межотраслевой характер.

II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации


1. Целями Программы являются:

1) создание условий для стабильного и эффективного функционирования отрасли льноводства на основе развития собственной сырьевой базы и производства конечного конкурентоспособного продукта;

2) обеспечение социально-экономической стабильности территорий, специализирующихся на выращивании и переработке льна.

2. К задачам Программы относятся:

1) создание условий для повышения конкурентоспособности льняной отрасли и поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводи-телей за счет построения вертикально-интегрированного льняного кластера и проведения комплексной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий области;

2) повышение эффективности производства льносодержащей продукции;

3) оптимизация системы государственной поддержки отрасли;

4) решение проблемы кадрового обеспечения отрасли;

5) содействие занятости граждан путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

6) создание и совершенствование благоприятного инвестиционного климата в льнокомплексе области.

3. Сроки реализации Программы - 2008-2012 годы.

III. Перечень мероприятий Программы


Единственным вариантом серьезного повышения эффективности льняной отрасли в условиях жесткой сырьевой и технической зависимости техноло-гических процессов является кардинальная модернизация на всех этапах производства продукции и внедрение передовых технологий производства.

1. Сельскохозяйственный сектор


Одной из проблем льнопереработки является несформированность сырьевых зон, которая образовалась вследствие закрытия ряда предприятий. В свое время льнозаводы строились по территориальному принципу загрузки, то есть близлежащие льносеющие хозяйства перевозили льносырье на расстояние не более 50-70 километров. Даже с учетом сноповой заготовки льносырья доставка его на предприятия составляла от 3 до 5 процентов стоимости перевозимого груза и оплачивалась потребителем. В настоящее время все льносырье заготавливается по рулонной технологии, издержки на доставку сырья на льнозаводы составляют от 20 до 50 процентов (в зависимости от расстояния перевозки) от общей стоимости перевозимого сырья.

Учитывая увеличение объема посевных площадей и рост урожайности льняного поля, в области предлагается сформировать четыре производственные (сырьевые) зоны с укрупненными севооборотами хозяйств, осуществить модернизацию льноперерабатывающих предприятий, установить новые зарубежные производственные линии для получения длинного волокна, увеличить процент выхода длинного льноволокна, повысить качество готовой продукции, что существенно повлияет на обеспеченность текстильных предприятий области собственным сырьем. Для выполнения задач Программы по развитию льняного комплекса, улучшения первичной переработки льна необходимо реализовать следующие мероприятия: сосредоточить посевные площади льна в районах, имеющих технический и технологический потенциал за счет создания четырех сырьевых зон, концентрирующих льносеющие хозяйства вокруг четырех базовых льнозаводов, соблюдать агротехнику возделывания и уборки льна, отладить систему семеноводства и сортообновления.

Реализация мероприятий Программы позволит выйти к 2012 году на следующие показатели производства льнопродукции:

Таблица 1

Распределение посевных площадей, урожайности, валовых сборов и качества льнопродукции по годам


N п/п

Показатели

Ед. изм.

2007 (факт)

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Посевная площадь

тыс.га

7,20

7,20

9,00

9,50

11,50

12,00

2.

Урожайность по льноволокну

ц/га

3,00 прогноз

5,00

6,50

7,00

7,00

7,50

3.

Урожайность по льносеменам

ц/га

0,42 прогноз

1,7

2,0

2,5

3,0

3,2

4.

Валовой сбор по тресте

тыс. т

8,11 прогноз

13,86

22,52

25,60

30,99

34,65

5.

Качество тресты

N средний

1,0

1,12

1,25

1,30

1,40

1,50

6.

Выход длинного льноволокна

%

7,00

8,00

10,00

11,00

11,00

12,00

7.

Масса длинного льноволокна

тыс. т

0,57

1,11

2,25

2,82

3,41

4,16

8.

Качество волокна

N средний

10,00

10,50

10,75

11,00

11,50

12,50

9.

Валовой сбор по льносеменам

тыс. т

0,3 прогноз

0,85

1,00

1,40

1,70

1,80

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»