Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2006-2010 ГОДЫ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2006-2010 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы

Основание для разработки Программы

-

федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)," подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790)

Государственный заказчик-координатор Программы

-

департамент здравоохранения области

Разработчик Программы

-

департамент здравоохранения области

Основные цели и задачи программы

-

основная цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения. Основными задачами являются: обеспечение охвата98 процентов новорожденных детей прививками против туберкулеза; организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами с охватом не менее 75 процентов населения; госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; санитарно-оздоровительная работа в очагах санитарно-оздоровительная работа в очагах туберкулеза

Срок реализации Программы

-

2006-2010 годы

Исполнители Программы

-

департамент здравоохранения области, департамент труда и социального развития области, государственное предприятие Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация", департамент сельского хозяйства области, противотуберкулезные учреждения

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего - 60036,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 60036,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

снижение: численности инфицированного населения; темпов роста заболеваемости туберкулезом в области; численности больных, получающих инвалидность вследствие туберкулеза

Система контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения области и первый заместитель Губернатора области, курирующий отрасль здравоохранения



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 2544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2004 году - 10508 и 1248 больных соответственно.

Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2,5 раза, но остается в 20 раз выше среднеобластного показателя и составляет 866,6 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2004 году при среднеобластном показателе 43,1 на 100 тыс. населения.

Росту напряженности эпидемиологической ситуации, наряду с другими факторами, способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из мест лишения свободы, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.

Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.

Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 процентов нуждающихся больных).

Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 50% умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.

Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.

Следствием этого является увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 2 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1,7 на 10 тыс. населения.

Наиболее информативным для оценки эпидемиологической ситуации является показатель заболеваемости туберкулезом детей. Заболеваемость детей и подростков по сравнению с 2000 годом увеличилась в 2 раза и составила в 2004 году 18,6 и 11,5 на 100 тыс. населения соответственно.

Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции и отсутствием полноценного питания.

Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бацилловыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных по амнистии в 2000 году лиц, больных туберкулезом.

Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию койко-мест и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.

Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.

Несмотря на хорошо поставленную работу по специфической и санитарной профилактике туберкулеза, из-за сохраняющегося низкого жизненного уровня населения и недостаточной социальной профилактики туберкулеза ретроспективный анализ ситуации в целом и оценка имеющихся тенденций позволяют прогнозировать неблагоприятную перспективу по туберкулезу на ближайшие годы.

II. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение охвата 98 процентов новорожденных детей прививками против туберкулеза;

организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 процентов населения, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;

совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;

госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;

проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;

укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;

улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;