ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2005 года N 1047
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2006-2010 ГОДЫ
{Утратил силу:
Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}
{Изменения и дополнения:
Постановление Законодательного Собрания области от 21.02.2007 N 117;
Постановление Законодательного Собрания области от 24.10.2007 N 923;
Постановление Законодательного Собрания области от 26.12.2007 N 1183}
Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания
области В.Н. Петров
Утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 22.11.2005 N 1047 | |
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы |
Основание для разработки Программы | - | федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)," подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790) |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | департамент здравоохранения области |
Разработчик Программы | - | департамент здравоохранения области |
Основные цели и задачи программы | - | основная цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения. Основными задачами являются: обеспечение охвата98 процентов новорожденных детей прививками против туберкулеза; организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами с охватом не менее 75 процентов населения; госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; санитарно-оздоровительная работа в очагах санитарно-оздоровительная работа в очагах туберкулеза |
Срок реализации Программы | - | 2006-2010 годы |
Исполнители Программы | - | департамент здравоохранения области, департамент труда и социального развития области, государственное предприятие Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация", департамент сельского хозяйства области, противотуберкулезные учреждения |
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего - 60036,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 60036,0 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | снижение: численности инфицированного населения; темпов роста заболеваемости туберкулезом в области; численности больных, получающих инвалидность вследствие туберкулеза |
Система контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения области и первый заместитель Губернатора области, курирующий отрасль здравоохранения |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 2544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2004 году - 10508 и 1248 больных соответственно.
Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2,5 раза, но остается в 20 раз выше среднеобластного показателя и составляет 866,6 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2004 году при среднеобластном показателе 43,1 на 100 тыс. населения.
Росту напряженности эпидемиологической ситуации, наряду с другими факторами, способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из мест лишения свободы, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.
Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.
Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 процентов нуждающихся больных).
Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 50% умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.
Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.
Следствием этого является увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 2 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1,7 на 10 тыс. населения.
Наиболее информативным для оценки эпидемиологической ситуации является показатель заболеваемости туберкулезом детей. Заболеваемость детей и подростков по сравнению с 2000 годом увеличилась в 2 раза и составила в 2004 году 18,6 и 11,5 на 100 тыс. населения соответственно.
Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции и отсутствием полноценного питания.
Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бацилловыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных по амнистии в 2000 году лиц, больных туберкулезом.
Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию койко-мест и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.
Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.
Несмотря на хорошо поставленную работу по специфической и санитарной профилактике туберкулеза, из-за сохраняющегося низкого жизненного уровня населения и недостаточной социальной профилактики туберкулеза ретроспективный анализ ситуации в целом и оценка имеющихся тенденций позволяют прогнозировать неблагоприятную перспективу по туберкулезу на ближайшие годы.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение охвата 98 процентов новорожденных детей прививками против туберкулеза;
организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 процентов населения, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;
совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;
госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;
проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;
укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;
улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;
совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.
III. Мероприятия по реализации областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы
N п/п | Содержание мероприятий | Стоимость мероприятий (тыс. руб.) | В том числе | Ответственные исполнители | |||||||||||||||||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||
Раздел I. Профилактика и лечение туберкулеза | |||||||||||||||||||||||
1.1. | Химиопрофилактика туберкулеза | 3000,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | 600,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения | |||||||||||||||
1.2. | Химиотерапия больных туберкулезом | 12000,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения | |||||||||||||||
1.3. | Обеспечение хранения и доставки противотуберкулезных препаратов в государственном предприятии Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация" | 500,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | департамент здравоохранения области | |||||||||||||||
ИТОГО по разделу I | 15500,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | 3100,0 | |||||||||||||||||
Раздел II. Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием | |||||||||||||||||||||||
2.1. | Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием | 41000,0 | - | 11400,0 | 10700,0 | 11900,0 | 7000,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения | |||||||||||||||
ИТОГО по разделу II | 41000,0 | - | 11400,0 | 10700,0 | 11900,0 | 7000,0 | |||||||||||||||||
Раздел III. Предупреждение распространения туберкулеза среди сельскохозяйственных животных и птицы | |||||||||||||||||||||||
3.1. | Осуществление контроля за проведением диагностических исследований согласно плану профилактических и противоэпизоотических мероприятий в целях профилактики туберкулеза среди скота и птицы во всех хозяйствах общественного и личного пользования | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области | |||||||||||||||||||||
3.2. | Создание областного резерва дезинфицирующих средств для проведения дезинфекции животноводческих (птицеводческих, звероводческих) помещений на случай возникновения эпизоотии среди животных | 800,0 | - | 200,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области | |||||||||||||||
3.3. | Приобретение спецавтомашин для проведения дезинфекции и дезинсекции ското- и птицеводческих помещений | 1600,0 | - | 400,0 | 400,0 | 400,0 | 400,0 | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области | |||||||||||||||
3.4. | Обеспечение филиалов ГУ Областная станция по борьбе с болезнями животных" безыгольными инъекторами БИ-7 для проведения контрольной туберкулинизации сельскохозяйственных животных и птицы | 240,0 | - | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 60,0 | управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области | |||||||||||||||
ИТОГО по разделу III | 2640,0 | - | 660,0 | 660,0 | 660,0 | 660,0 | |||||||||||||||||
Раздел IV. Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания | |||||||||||||||||||||||
4.1. | Обследование граждан, поступающих на проживание в стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания флюорографически, рентгенологически с представлением кадра (снимка), выполненного не позднее 3 месяцев до поступления | департамент здравоохранения области | |||||||||||||||||||||
4.2. | Обучение персонала вновь открываемых отделений на курсах повышения квалификации | 30,0 | - | 15,0 | 15,0 | - | - | департамент труда и социального развития области, департамент здравоохранения области | |||||||||||||||
4.3. | Проведение противорецидивных и общеукрепляющих курсов лечения клинически излеченных больных туберкулезом и химиопрофилактики контактных больных (2 раза в год) | 480,0 | - | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | департамент труда и социального развития области | |||||||||||||||
4.4. | Рентгенологическое обследование лежачих больных и флюорографическое обследование граждан, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, требующих обследования 2-х раз в год | 136,0 | - | 34,0 | 34,0 | 34,0 | 34,0 | департамент труда и социального развития области | |||||||||||||||
4.5. | Создание специализированных отделений для клинически излеченных больных туберкулезом в структуре ГУ ВО "Прилукский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 20 коек и ГУ ВО "Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" на 25 коек | 250,0 | - | 100,0 | 150,0 | - | - | департамент труда и социального развития области | |||||||||||||||
ИТОГО по разделу IV | 896,0 | - | 269,0 | 319,0 | 154,0 | 154,0 |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложениям 1 и 2 к Программе.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год в зависимости от объемов доходной базы областного бюджета.
V. Механизм реализации и организации управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области, а по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области на основе координации проводимых мероприятий и взаимодействия всех заинтересованных ведомств, названных в Программе.
Формы и методы работы по реализации Программы включают в себя проведение плановых заседаний областной, городских и районных санитарно-противоэпидемиологических комиссий, ведомственных коллегий.
Реализация целевой Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим отрасль здравоохранения.