Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2005 года N 1047

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2006-2010 ГОДЫ

{Утратил силу:

Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}

{Изменения и дополнения:

Постановление Законодательного Собрания области от 21.02.2007 N 117;

Постановление Законодательного Собрания области от 24.10.2007 N 923;

Постановление Законодательного Собрания области от 26.12.2007 N 1183}

Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы.

Заместитель председателя

Законодательного Собрания

области В.Н. Петров

Утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 22.11.2005 N 1047



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2006-2010 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы

Основание для разработки Программы

-

федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)," подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790)

Государственный заказчик-координатор Программы

-

департамент здравоохранения области

Разработчик Программы

-

департамент здравоохранения области

Основные цели и задачи программы

-

основная цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения. Основными задачами являются: обеспечение охвата98 процентов новорожденных детей прививками против туберкулеза; организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами с охватом не менее 75 процентов населения; госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; санитарно-оздоровительная работа в очагах санитарно-оздоровительная работа в очагах туберкулеза

Срок реализации Программы

-

2006-2010 годы

Исполнители Программы

-

департамент здравоохранения области, департамент труда и социального развития области, государственное предприятие Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация", департамент сельского хозяйства области, противотуберкулезные учреждения

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего - 60036,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 60036,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

снижение: численности инфицированного населения; темпов роста заболеваемости туберкулезом в области; численности больных, получающих инвалидность вследствие туберкулеза

Система контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения области и первый заместитель Губернатора области, курирующий отрасль здравоохранения



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 2544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2004 году - 10508 и 1248 больных соответственно.

Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2,5 раза, но остается в 20 раз выше среднеобластного показателя и составляет 866,6 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2004 году при среднеобластном показателе 43,1 на 100 тыс. населения.

Росту напряженности эпидемиологической ситуации, наряду с другими факторами, способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из мест лишения свободы, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.

Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.

Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 процентов нуждающихся больных).

Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 50% умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.

Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.

Следствием этого является увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 2 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1,7 на 10 тыс. населения.

Наиболее информативным для оценки эпидемиологической ситуации является показатель заболеваемости туберкулезом детей. Заболеваемость детей и подростков по сравнению с 2000 годом увеличилась в 2 раза и составила в 2004 году 18,6 и 11,5 на 100 тыс. населения соответственно.

Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции и отсутствием полноценного питания.

Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бацилловыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных по амнистии в 2000 году лиц, больных туберкулезом.

Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию койко-мест и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.

Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.

Несмотря на хорошо поставленную работу по специфической и санитарной профилактике туберкулеза, из-за сохраняющегося низкого жизненного уровня населения и недостаточной социальной профилактики туберкулеза ретроспективный анализ ситуации в целом и оценка имеющихся тенденций позволяют прогнозировать неблагоприятную перспективу по туберкулезу на ближайшие годы.

II. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение охвата 98 процентов новорожденных детей прививками против туберкулеза;

организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 процентов населения, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;

совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;

госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;

проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;

укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;

улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;

совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.

III. Мероприятия по реализации областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2006-2010 годы

N п/п

Содержание мероприятий

Стоимость мероприятий (тыс. руб.)

В том числе

Ответственные исполнители

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел I. Профилактика и лечение туберкулеза

1.1.

Химиопрофилактика туберкулеза

3000,0

600,0

600,0

600,0

600,0

600,0

департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения

1.2.

Химиотерапия больных туберкулезом

12000,0

2400,0

2400,0

2400,0

2400,0

2400,0

департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения

1.3.

Обеспечение хранения и доставки противотуберкулезных препаратов в государственном предприятии Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация"

500,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

департамент здравоохранения области

ИТОГО по разделу I

15500,0

3100,0

3100,0

3100,0

3100,0

3100,0

Раздел II. Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием

2.1.

Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием

41000,0

-

11400,0

10700,0

11900,0

7000,0

департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения

ИТОГО по разделу II

41000,0

-

11400,0

10700,0

11900,0

7000,0

Раздел III. Предупреждение распространения туберкулеза среди сельскохозяйственных животных и птицы

3.1.

Осуществление контроля за проведением диагностических исследований согласно плану профилактических и противоэпизоотических мероприятий в целях профилактики туберкулеза среди скота и птицы во всех хозяйствах общественного и личного пользования

управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области

3.2.

Создание областного резерва дезинфицирующих средств для проведения дезинфекции животноводческих (птицеводческих, звероводческих) помещений на случай возникновения эпизоотии среди животных

800,0

-

200,0

200,0

200,0

200,0

управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области

3.3.

Приобретение спецавтомашин для проведения дезинфекции и дезинсекции ското- и птицеводческих помещений

1600,0

-

400,0

400,0

400,0

400,0

управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области

3.4.

Обеспечение филиалов ГУ Областная станция по борьбе с болезнями животных" безыгольными инъекторами БИ-7 для проведения контрольной туберкулинизации сельскохозяйственных животных и птицы

240,0

-

60,0

60,0

60,0

60,0

управление ветеринарии с госветинспекцией департамента сельского хозяйства области

ИТОГО по разделу III

2640,0

-

660,0

660,0

660,0

660,0

Раздел IV. Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания

4.1.

Обследование граждан, поступающих на проживание в стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания флюорографически, рентгенологически с представлением кадра (снимка), выполненного не позднее 3 месяцев до поступления

департамент здравоохранения области

4.2.

Обучение персонала вновь открываемых отделений на курсах повышения квалификации

30,0

-

15,0

15,0

-

-

департамент труда и социального развития области, департамент здравоохранения области

4.3.

Проведение противорецидивных и общеукрепляющих курсов лечения клинически излеченных больных туберкулезом и химиопрофилактики контактных больных (2 раза в год)

480,0

-

120,0

120,0

120,0

120,0

департамент труда и социального развития области

4.4.

Рентгенологическое обследование лежачих больных и флюорографическое обследование граждан, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, требующих обследования 2-х раз в год

136,0

-

34,0

34,0

34,0

34,0

департамент труда и социального развития области

4.5.

Создание специализированных отделений для клинически излеченных больных туберкулезом в структуре ГУ ВО "Прилукский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 20 коек и ГУ ВО "Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" на 25 коек

250,0

-

100,0

150,0

-

-

департамент труда и социального развития области

ИТОГО по разделу IV

896,0

-

269,0

319,0

154,0

154,0



IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложениям 1 и 2 к Программе.

Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год в зависимости от объемов доходной базы областного бюджета.

V. Механизм реализации и организации управления Программой

Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области, а по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области на основе координации проводимых мероприятий и взаимодействия всех заинтересованных ведомств, названных в Программе.

Формы и методы работы по реализации Программы включают в себя проведение плановых заседаний областной, городских и районных санитарно-противоэпидемиологических комиссий, ведомственных коллегий.

Реализация целевой Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

VI. Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим отрасль здравоохранения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»