Настоящая Программа направлена на продолжение проведения мероприятий в образовательной сфере, начатых в рамках реализации областной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2004-2006 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 29 октября 2003 года N 662.
В рамках реализации программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2004-2006 годы" разработана концепция развития сельской школы, продолжена реструктуризация сети образовательных учреждений, начата подготовка к внедрению предпрофильного и профильного обучения, на условиях софинансирования с федеральным бюджетом реализуются проекты по компьютеризации сельских, поселковых и городских школ, учреждений начального профессионального образования (НПО), библиотек основных и средних школ. Более 17,3% школ и 20% учреждений НПО получили доступ к информационным ресурсам Интернета. Для обучения педагогов новым информационным технологиям открыт Вологодский региональный центр дистанционного образования. За последние три года фонд учебников обновлен на 17,8%. В целом обеспеченность учебниками учащихся общеобразовательных школ составляет 95,7%, учащихся ПТУ - 62%.
Успешно реализуется концепция регионализации содержания образования: в течение 2004-2005 годов издано 89 учебных пособий и научно-методических разработок по региональному компоненту. Предмет "Истоки" на Вологодчине внедрен в 85% образовательных учреждений и в образовательных учреждениях еще 21 субъекта Российской Федерации.
Значительно повысился интерес педагогов к инновационной деятельности. По массовости участия в Российском образовательном форуме "Школа-2004" и "Школа-2005" Вологодская область вошла в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации вместе с Ленинградской и Московской областями. Стало традицией ежегодное проведение областной выставки "Педагогическая инноватика". В 2006 году педагоги более 200 образовательных учреждений из 23 муниципальных районов представили 370 инновационных проектов.
Весомые результаты дала поддержка талантливых детей. За счет подпрограммы "Одаренные дети" значительно выросло количество учащихся - участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей. В 2004-2006 годах вологодские школьники участвовали во всех этапах всероссийской олимпиады по 10 предметам. В муниципальном этапе приняли участие около 20 тыс. человек, в областном - почти 2 тысячи, в пятом заключительном этапе на уровне России - около 100 учащихся. Кроме многочисленных побед на зональной и всероссийской олимпиадах, наши учащиеся добились успехов на международном уровне, завоевав две золотые медали по химии и серебряную медаль по физике.
Более системной и эффективной стала работа по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся. Накануне празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне проведены массовые акции: "60 лет Победы - 60 добрых дел", "Я - гражданин Российской Федерации", "Отечество", "Тимуровцы XXI века", "Посади дерево". Полностью восстановлены традиции и массовость оборонно-спортивного соревнования "Зарница".
Получило развитие детско-юношеское движение "Школа безопасности", насчитывающее в своих рядах более 14 тыс. учащихся. Вологодская область дважды организовала проведение Всероссийского финала соревнований "Школа безопасности" и готовится принять третий раз.
В целом по подпрограмме "Одаренные дети" проведено 271 областное мероприятие, школьники области приняли участие в 69 мероприятиях российского уровня.
Особое внимание уделялось решению задач по созданию надлежащих условий для жизни, обучения, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За счет соответствующей подпрограммы для детских домов и школ-интернатов приобретался транспорт, холодильное, прачечное, сельскохозяйственное оборудование, учебная и бытовая мебель. Осуществлялось финансирование приобретения жилья для детей-сирот, оплачивались проезд на общественном транспорте и летний отдых.
Наметилась тенденция стабилизации системы начального профессионального образования. Для профессиональных училищ и лицеев возобновлены закупки автотракторной техники, станков, торгово-технологического оборудования, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и мебели для учебных кабинетов. На два процента увеличен выпуск рабочих с повышенным разрядом. Трудоустройство выпускников учреждений НПО составляет 89%.
Созданы благоприятные условия для развития непрерывного педагогического образования в системе "Педагогические колледжи - университеты - Вологодский институт развития образования - региональный центр дистанционного образования". Организовано обучение администраторов образовательных учреждений по программе "Менеджмент организации" в Ярославском государственном университете. Регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди педагогов, воспитателей и мастеров производственного обучения.
Однако из-за сокращения финансирования остались нерешенными проблемы, возникшие в ходе реализации Программы развития системы образования Вологодской области на 2004-2006 годы.
Материально-техническая и учебно-лабораторная база системы образования физически и морально устаревает. Средняя степень износа основных средств в отрасли "Образование" составляет 43%, в аварийном состоянии находятся 44 здания образовательных учреждений, требуют капитального ремонта почти 30% школьных зданий и 19% дошкольных образовательных учреждений.
Износ автотранспортного и станочного парка, торгово-технического оборудования в профессиональных училищах и лицеях достиг 70-75%.
В области три четверти школ и более половины всех образовательных учреждений расположены в сельской местности. Сельская школа, испытывающая проблемы в связи с неблагоустроенностью большинства зданий, с транспортом для подвоза детей, учебно-лабораторной базой, кадрами, остро нуждается в поддержке. Реализация пилотного проекта "Развитие социального потенциала сельских поселений Вологодской области на 2006-2008 годы" также требует дополнительного финансирования сельских образовательных учреждений.
Полностью прекращено финансирование строительства и капитальных ремонтов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 25 муниципальных детских домов, переданных в областную собственность с 1 января 2006 года, половина требует модернизации материальной базы и кардинального улучшения условий для проживания в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами.
В области нарастает проблема обеспечения детей-сирот жильем: в настоящее время численность нуждающихся в жилье достигла 1,5 тыс. человек.
Из-за финансовых ограничений нарушаются права одаренных детей на творчество, не обеспечивается участие вологодских школьников во многих всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях, на 40% сокращен областной календарь массовых мероприятий с детьми.
Переход на новый региональный базисный учебный план в 2007-2010 годах потребует подготовки и издания новых учебных пособий и методических материалов. Снизились темпы пополнения школьных библиотек учебниками, более 40% общего библиотечного фонда не соответствует современным требованиям и нуждается в замене.
Продолжение эксперимента по ЕГЭ невозможно без замены устаревшего компьютерного оборудования, приобретение дополнительных компьютерных классов необходимо для введения предмета "Информатика" в начальной школе.
Обостряются проблемы кадрового обеспечения системы образования: за истекший период не удалось преодолеть кадровый дефицит учителей-предмет-ников; поднять образовательный уровень педагогов, преподающих в основной и старшей сельских общеобразовательных школах; приостановить старение педагогических кадров и привлечь в образовательную систему необходимое количество выпускников вузов педагогических специальностей; вернуть должный статус учительской профессии.
Из-за низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Для решения столь масштабных задач помимо текущего финансирования требуются дополнительные средства.
Настоящая Программа, которая представляет собой совокупность 10 подпрограмм, охватывает практически весь спектр проблем региональной системы образования. Выполнение программных мероприятий создает условия для успешного функционирования региональной системы образования и позволит завершить модернизацию образования. Реализация Программы приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, достижению соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда, объемами и качеством подготовки специалистов и работников начального и среднего звена.
Качественная подготовка выпускников общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений в перспективе окажет благоприятное влияние на развитие народно-хозяйственного комплекса и бюджетной сферы Вологодской области.