Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2007 года N 1027

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007-2010 ГОДЫ

{Утратил силу:

Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}

Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Демографическое развитие Вологодской области" на 2007-2010 годы.

Председатель Законодательного

Собрания области Н.В.Тихомиров

Утверждена постановлением

Законодательного Собрания области

от 07.12.2007 N 1027

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007-2010 ГОДЫ


Наименование Программы

-

областная целевая программа "Демографическое развитие Вологодской области" на 2007-2010 годы

Основание для разработки Программы

-

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200601244.doc

Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор)

-

департамент труда и социального развития области

Разработчики Программы

-

департамент труда и социального развития области;

департамент здравоохранения области;

департамент образования области;

департамент занятости населения области

Основные цели Программы

-

повышение качества жизни населения области; снижение темпов убыли населения области; стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту

Основные задачи Программы

снижение смертности населения области, прежде всего, сверхсмертности в трудоспособном возрасте, от неестественных причин; увеличение продолжительности жизни населения области; стимулирование рождаемости в области; укрепление здоровья населения области, в том числе репродуктивного; повышение социально-гигиенической грамотности населения области, формирование мотивации соблюдения здорового образа жизни; укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство; управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития области; расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта, открытия групп в образовательных учреждениях

Сроки реализации Программы

-

2007 - 2010 годы

Исполнители Программы

-

департамент здравоохранения области;

департамент образования области;

комитет по физической культуре и спорту области;

комитет по делам молодежи области;

комитет информации, печати и телерадиовещания области;

департамент занятости населения области;

управление записи актов гражданского состояния области;

департамент труда и социального развития области;

департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области; департамент культуры области; департамент сельского хозяйства области; департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг области; комитет социальной безопасности области; управление труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда"; управление гражданской защиты и пожарной безопасности области; управление внутренних дел по Вологодской области (по согласованию); государственное учреждение культуры и образования "Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации"; органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы - 2396285,06 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 1869109,2 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования социальных расходов, в том числе по годам: 2007 год, всего - 233 470,5 тыс. рублей, в том числе: 188 843,7 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования социальных расходов; 2008 год, всего - 274 065,5 тыс. рублей, в том числе: 232 565,5 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования социальных расходов; 2009 год, всего - 902 832,02 тыс. рублей, в том числе: 674 050 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования социальных расходов; 2010 год, всего - 985 917,04 тыс. рублей, в том числе: 773 650 тыс. рублей - из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объемы ассигнований, выделяемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы областного бюджета 2007-2010 годов

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

снижение темпов убыли населения области к 2010 году до 6,5 тысяч человек в год; увеличение коэффициента рождаемости до 12 родившихся на 1000 человек населения; снижение коэффициента смертности до 16,5 умерших на 1000 человек населения; снижение младенческой смертности до 8 умерших на 1000 родившихся; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,5; сокращение общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 работающих на 10% (до 3,5 человек на 1000 работающих); увеличение миграционного прироста населения до 3 тысяч человек в год, преимущественно за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР; увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях до 67570 (увеличение на 7,8 тысячи мест)

Контроль за ходом реализации Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом труда и социального развития области и первым заместителем Губернатора области, курирующим вопросы социальной сферы.



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В последние годы решение вопросов демографического развития вошло в число приоритетных направлений деятельности государства. Об этом свидетельствуют, прежде всего, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых отмечается, что достижение успеха во всех сферах деятельности возможно только при решении демографических проблем.

В Послании Президента от 10 мая 2006 года проблема демографии определена Президентом как самая главная в России. Для ее решения необходимо снижение смертности населения, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс депопуляции, причиной которой является превышение числа умерших над числом родившихся, то есть естественная убыль населения. Начиная с 1991 года депопуляция приобрела устойчивый долговременный характер.

В Вологодской области в 2001-2006 годах естественная убыль населения сохранялась на уровне 7,6-11,4 тыс. человек в год. За 2006 год численность жителей области уменьшилась на 7,6 тыс. человек, или на 0,6 процента. Естественная убыль за прошедший год составила 7,6 тыс. человек, миграционный прирост впервые за последние годы сменился на убыль (-36 человек).

На 1 января 2007 года численность постоянного населения области составила 1227,8 тыс. человек.

Изменение численности постоянного населения области

(тыс. человек)

Год

Численность населения на конец года

Изменения за год

общее сокращение за год

в том числе за счет

миграционного прироста

1

2

3

4

5

2000

1311,3

-7,9

-9,4

1,5

2001

1301,1

-10,2

-10,3

0,2

2002

1266,8

-10,3

-10,6

0,3

2003

1255,6

-11,4

-11,8

0,3

2004

1245,5

-10,1

-10,5

0,3

2005

1235,4

-10,1

-10,4

0,3

2006

1227,8

-7,6

-7,6

- 0,03



По прогнозным расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области к 2010 году численность жителей области уменьшится по сравнению с 2005 годом на 36,4 тыс. человек и составит 1199,0 тыс. человек.

В 2001-2006 годах число умерших ежегодно превышало число родившихся в 1,6 - 1,9 раза.

Естественное движение населения области в 2001-2006 годах

(человек)

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Число родившихся

12055

12799

13168

13387

13022

13458

Число умерших

22370

23444

24938

23941

23379

21066



1. Возрастной состав населения


За последние годы значительно изменился возрастной состав населения области. В структуре населения к 2005 году, в сравнении с 2000 годом, на 20,2% уменьшилась численность возрастной группы 0-15 лет; на 4,1% снизилась численность населения пенсионного возраста; на 2,6% увеличилось число лиц в трудоспособном возрасте.

В последующие 10 лет прирост трудоспособного населения в области пойдет на убыль, так как в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение, родившееся в 1990-е и последующие годы. Предположительно к 2010 году численность трудоспособного населения сократится на 4%, а к 2020 году - на 20%.

Доля граждан трудоспособного возраста в общей структуре населения снизится с 62,6% в 2005 году до 58,6% в 2015 году и до 55,3% в 2020 году.

2. Смертность


Современное демографическое развитие характеризуется высокой смертностью населения - прежде всего высокими показателями преждевременной и предотвратимой смертности. С началом развертывания в России экономических реформ, которые привели к значительному снижению уровня жизни, масштабы роста показателей смертности оказались беспрецедентными для условий мирного времени. Другие причины высокой смертности - чрезмерный стресс и нарушение динамического стереотипа высшей нервной деятельности у значительной части населения страны, вызванные шоковой стратегией проведения реформ, нарастание алкоголизации населения в результате расширения доступности алкогольной продукции, ухудшения ее качества, а также употребление алкогольных суррогатов.

В 2006 году структура смертности населения области выглядит следующим образом: на 1-м ранговом месте находятся болезни системы кровообращения (56,3%), на 2-м находятся несчастные случаи, отравления и травмы (13,7%), на 3-м - новообразования (12,3%). Эти три причины в целом определяют более 80% смертей из 21066 смертей, зарегистрированных в 2006 году, поэтому в целях снижения смертности населения области приоритетным направлением следует определить решение вопросов предотвратимой смертности.

Высоким остается уровень смертности среди трудоспособного населения области. В 2006 году в трудоспособном возрасте умерло от всех причин 6774 человека или треть (32, 2%) всех умерших. Основными причинами смерти трудоспособных граждан являются несчастные случаи и травмы.

Смертность населения области по основным классам причин

(человек)

2000г

2001 г.

2002г

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

20728

22370

23444

24938

23941

23379

21066

в том числе по причинам смерти:

от инфекционных и паразитарных болезней

144

163

179

224

185

190

177

от новообразований

2715

2724

2635

2805

2635

2517

2601

от болезней:

системы кровообращения

11826

12672

13417

13800

13076

12929

11863

психических расстройств

54

63

71

92

68

77

68

нервной системы и органов чувств

101

125

104

143

149

146

139

органов дыхания

769

812

984

1054

910

901

670

органов пищеварения

631

769

949

1217

1489

1613

1213

от несчастных случаев, отравлений и травм

3037

3382

3448

3764

3652

3363

2878

из них от:

убийств

345

370

320

316

267

284

самоубийств

742

691

666

658

587

486



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»