Обеспечение долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, повышение безопасности дорожного движения и экологической безопасности объектов, эффективность обслуживания пользователей, оптимизация расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства, в значительной степени определяются выполнением комплекса работ по ремонту автомобильных дорог.
К сожалению, в области обостряется проблема соблюдения нормативных сроков ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений. Проведенная силами департамента дорожного хозяйства области инвентаризация выявила тот факт, что состояние большинства покрытий автомобильных дорог, водопропускных сооружений, построенных в 80-90-е годы, не отвечает современным требованиям. На сегодня с просроченными сроками нормативного ремонта насчитывается около 6600 км автодорог, или 58 процентов от их общей протяженности. Ежегодная потребность в обязательном ремонте составляет 150-200 км, в том числе автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным видами покрытий - 50 км. Фактически в 2000 году отремонтировано 159 км, а в 2004 году всего 22,4 км дорог, в 2005 году запланирован ввод 18, 9 км дорог.
Для решения проблемы сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в условиях их ускоренного старения при значительном росте интенсивности движения и повышения доли большегрузных автомобилей в общем транспортном потоке предусматривается произвести ремонт значительных по протяженности участков дорожной сети. Ремонтные работы будут предусматривать весь комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и сооружений с применением разработанных прогрессивных технологий и материалов.
Особое значение уделяется ремонту автомобильных дорог, которые по интенсивности движения не нуждаются в реконструкции с переводом в более высокую категорию, но в связи со значительным увеличением в составе транспортного потока доли большегрузных автомобилей требуют проведения работ по усилению дорожной одежды, ремонту искусственных сооружений, совершенствованию системы водоотвода, перестройке отдельных участков продольного профиля дороги для обеспечения нормативных требований безопасности движения, расстановке дорожных знаков и ограждений.
Решение задачи сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния территориальных мостовых сооружений предусматривает повышение их грузоподъемности и долговечности. Одним из направлений реализации этих требований в программный период будет восстановление мостового полотна сооружений, деформационных швов, укрепления конусов. Повышение грузоподъемности планируется производить, применяя прогрессивные технологии усиления преднапряженной арматурой и монолитное бетонирование в сочетании с уширением мостового полотна накладной плитой проезжей части.
В процессе выполнения Программы на основе результатов обследования мостов и путепроводов возможна корректировка объемов, сроков и адресов выполнения работ.
Всего в ходе реализации Программы предполагается отремонтировать 359,9 км дорог и 1000,7 п.м мостов.
На ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений потребуется 271729,6 тыс. рублей.
Перечень автомобильных дорог и искусственных сооружений, рекомендуемых к ремонту в период до 2010 года, приведен в приложении 2 к настоящей Программе.