Численность молодежи в Волгоградской области в возрасте от 14 до 30 лет составляет 560307 человек (22 процента от общего числа жителей). Целью государственной молодежной политики Волгоградской области является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и использования его в интересах инновационного развития Волгоградской области.
По прогнозу Федеральной службы государственной статистики, к 2016 году коэффициент демографической нагрузки возрастет на 20 процентов и составит 709 нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения. Поэтому в быстроизменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех регионов Российской Федерации, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал, основным носителем которого является молодежь. В современных условиях молодежная политика приобретает все черты инвестиционной деятельности, причем характер инвестиций в человеческий капитал имеет стратегическое значение для обеспечения устойчивого развития.
В результате отсутствия нормативного и программного регулирования ряда вопросов и отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодежи в предшествующие десятилетия проявились следующие негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться:
низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику, угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятие социальной инфантильности как нормы;
ухудшение здоровья и уровня физического развития молодого поколения, склонность к негативным зависимостям и асоциальным проявлениям;
снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности;
отсутствие полномасштабной системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность;
недостаточная эффективность системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, возможность формирования изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие, - социальная нетерпимость и дестабилизация общественной жизни;
растущая популярность идей религиозного, национального и расового неравенства, приводящих к экстремистским действиям;
значительная разница в объеме финансовых средств, которые могут использоваться в разных муниципальных образованиях на молодежные программы, и их недостаточность.
При сохранении перечисленных тенденций Волгоградская область будет вынуждена направлять ресурсы не на развитие, а на преодоление негативной социальной ситуации. Ни одна из перечисленных тенденций не может быть локализована в сфере ведения какого-либо органа исполнительной власти - поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда ведомств. Молодежь должна иметь возможность развития, должно формироваться восприятие социально полезной и творческой деятельности как перспективной с точки зрения карьеры, социальной и материальной успешности.
Мероприятия в сфере молодежной политики на территории Волгоградской области охватывают как молодежь школьного возраста, так и обучающихся в профессиональных образовательных организациях и работающую молодежь. Наиболее перспективными направлениями деятельности с точки зрения профессионального и общественного развития молодежи являются следующие:
включение молодежи в социально-экономическое развитие Волгоградской области;
участие в разработке и коммерциализация инновационных проектов;
создание социальной молодежной инфраструктуры (молодежные активы, советы, объединения, различные течения молодежных субкультур);
участие в общественных и политических движениях, местном самоуправлении.
Возможные риски реализации мероприятий государственной программы связаны со следующими основными факторами:
изменение финансово-экономической ситуации в Волгоградской области;
уменьшение финансового обеспечения мероприятий государственной программы.
В целях минимизации рисков в процессе реализации государственной программы предусматриваются:
осуществление эффективного управления;
мониторинг выполнения государственной программы, регулярный анализ и при необходимости корректировка целевых показателей и мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленной цели;
реализация дополнительных мероприятий государственной программы.