Основу дорожной отрасли Рязанской области составляют федеральные, региональные, межмуниципальные и местные автомобильные дороги, которые обеспечивают межрегиональные и межрайонные автотранспортные связи, подъезды к городским и сельским поселениям, а также транспортные связи внутри городских и сельских поселений.
Вся дорожная сеть Рязанской области составляет более 16 тыс. км автомобильных дорог. По территории области проходит порядка 523 км автомобильных дорог федерального значения.
Протяженность дорог местного значения Рязанской области составляет 9,197 тыс. км, из которых только 20% дороги с твердым покрытием, остальные грунтовые и в щебеночном исполнении. Доля дорог местного значения, находящихся в нормативном состоянии, составляет 32% от общей протяженности автомобильных дорог местного значения.
Протяженность региональных и межмуниципальных дорог составляет около 6,5 тыс. км, из которых порядка 3 тыс. км составляют опорную сеть, соединяющую все районные центры и города Рязанской области.
С 1 января 2012 года с принятием Закона Рязанской области от 14 сентября 2011 года N 82-ОЗ "О дорожном фонде Рязанской области" определены постоянные и целевые источники финансирования. Финансирование дорожной отрасли к 2022 году увеличилось в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом. Однако создание дорожного фонда Рязанской области не решило полностью проблемы отрасли.
При интенсивной автомобилизации населения в течение длительного времени в Рязанской области практически отсутствует прирост сети и развитие автомобильных дорог. 84% региональных или межмуниципальных дорог составляют дороги IV и V категорий, которые были построены в 60 - 70 годы XX века и запроектированы под другие динамические и технические характеристики автомобилей. Это приводит к необходимости строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог, что возможно осуществить только при помощи федеральной поддержки.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Мероприятия государственной программы Рязанской области "Дорожное хозяйство и транспорт" (далее - Программа) будут способствовать достижению нулевой смертности в результате ДТП к 2030 году.
Транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры региона.
По состоянию на 15 октября 2023 года перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Рязанской области осуществляются по 460 маршрутам, в том числе 111 городским, 313 пригородным и 36 междугородным. На маршрутах регулярных перевозок работают свыше 1100 единиц транспортных средств.
Сеть межмуниципальных маршрутов состоит из 75 маршрутов, в том числе: 26 маршрутов по регулируемым тарифам (25 пригородных и 1 междугородный) и 49 маршрутов по нерегулируемым тарифам (14 пригородных и 35 междугородных). Маршруты обслуживают 33 предприятия пассажирского транспорта (14 юридических лиц и 19 индивидуальных предпринимателей).
Регулярность выполнения рейсов в межмуниципальном сообщении составляет свыше 99% от числа запланированных рейсов. Объем перевозок - более 2,8 млн. человек в год.
Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области выполняет одна организация железнодорожного транспорта (ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания") по 25 маршрутам.
В условиях интенсивной автомобилизации населения происходит снижение объемов регулярных пассажирских перевозок, их рентабельности, особенно в отдаленных районах области. Перевозки носят все более выраженный социальный характер.