Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области" на 2014 - 2022 годы (с изменениями на 30 декабря 2020 года)



7. Информационно-консультационное обслуживание


Сельскохозяйственные товаропроизводители Ярославской области, как и страны в целом, по-прежнему находятся в сложных условиях формирующейся рыночной экономики, характеризующейся такими негативными явлениями, как инфляция, резкое удорожание средств производства и кредитных ресурсов, сокращение финансовой поддержки. При этом складывающиеся в условиях рынка взаимоотношения, их нормативное обеспечение пока оказываются не в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ориентироваться в этих условиях способны немногие из них. Чрезмерно велика доля некредитоспособных хозяйств, многие из которых продолжают терять кадры. Как показывает не только российский, но и весь мировой опыт, большинству из указанных хозяйств не обойтись без внешней консультационной поддержки.


Мировой опыт свидетельствует о многообразии форм и методов организации деятельности и финансировании сельскохозяйственных консультационных служб (далее - службы). Они во многом определяются конкретными социально-экономическими условиями развития аграрного производства в этих странах, менталитетом тех, кто трудится на земле. При этом практически везде главенствующая роль в создании служб принадлежит государству. Основным источником финансирования создания служб были бюджеты стран и их регионов.


В ходе исторического развития служб прослеживаются две тенденции:


- расширение сфер деятельности в направлении решения проблем сельских территорий;


- введение частичной или полной оплаты индивидуальных услуг товаропроизводителями с сохранением бюджетной поддержки только общественно значимых работ.


При этом классической ключевой фигурой в любой аграрно развитой стране является консультант, работающий, как правило, на условиях полной занятости, а первичными звеньями ее являются многопрофильные консультационные центры, базирующиеся в непосредственной близости от своих клиентов.


В целом консультирование представляет собой особую форму организации обучающей и управленческой деятельности, в процессе которой консультант оказывает методологическую и практическую поддержку клиенту, побуждает его к действию и решению возникших или назревающих проблем.


Основная задача консультанта - не просто доведение до сельских производителей сведений о нововведениях, а повышение уровня их знаний с использованием передового практического опыта до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно. При этом консультант в первую очередь должен завоевать доверие консультируемого, в том числе путем демонстрации своего или полученного при его участии успешного опыта, тем самым вводя понятие общественной направленности сельскохозяйственной консультационной деятельности и отделяя ее от другой направленности, заключающейся в ведении индивидуальной работы с каждым производителем.


Особенную актуальность консультирование приобретает в условиях вступления России в ВТО. В этом Ярославская область обладает уникальным опытом развития сельскохозяйственной консультационной деятельности. Многолетний опыт работы Ярославской информационно-консультационной службы АПК (далее - ИКС АПК) показывает, что основная цель информационно-консультационной службы в российских регионах - содействие развитию аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством распространения знаний, в том числе обучения новшествам, оказания информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК, объектам инфраструктуры села и сельскому населению, иным заинтересованным лицам в выработке решений имеющихся и назревающих у них проблем.


В Российской Федерации одной из наиболее приемлемых правовых форм для функционирования сельскохозяйственной консультационной службы является государственное автономное учреждение, первичное звено которого - районный информационно-консультационный центр (далее - ИКЦ). Реализуя основную функцию доведения знаний до всех заинтересованных субъектов АПК, ИКЦ сами нуждаются в научно-методической, обучающей и управляющей поддержке, осуществляемой в центральном офисе. Действующая в ИКС АПК такая двухуровневая структура матричного типа позволяет, опираясь на два основополагающих принципа сельскохозяйственного консультирования - информационно-методическую обеспеченность и наглядность, - обеспечивать обслуживание по всем основным вопросам (экономике и организации производства, юриспруденции, бухгалтерскому учету и налогообложению, агрономии и зоотехнии) не только крупных сельскохозяйственных организаций, но и мелких.


Для более детального анализа и получения актуальной информации о состоянии отрасли сельского хозяйства организуется и проводится Всероссийская сельскохозяйственная перепись (далее - перепись). Провести следующую перепись предполагается с 01 июля по 15 августа 2016 года по состоянию на 01 июля 2016 года.


(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 18.03.2015 N 282-п)


Целями переписи являются:


(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 18.03.2015 N 282-п)