Требования и ожидания МОК, предъявляемые к городам, принимающим Игры, задают для России новые стандарты урбанизма, где городская инфраструктура комплексно оценивается с точки зрения комфортности проживания и пребывания в ней гостей города. В числе прочего предъявляются повышенные требования к уровню сервиса, к степени толерантности и информированности населения, безбарьерности среды для людей с ограниченными возможностями, безопасности, инновационности, возможностям быстрого перемещения, оптимизации временных и энергетических издержек, экологичности окружающей среды и другому. В таком формате подобные требования к качеству городской среды до настоящего времени в России ни разу не задавались. "Олимпийский Сочи" по сути является "пилотным проектом", который в случае успеха задаст стандарт для дальнейшего развития российских городов и импульс для повышения качества жизни и развития туристского сектора России в целом.
Политика МОК в отношении города, принимающего Игры, основывается на совпадении стратегических интересов города и Олимпийского движения, гарантией которого является соблюдение двух базовых принципов:
1) организация Игр должна способствовать устойчивому, экологически сбалансированному развитию территории, на которой они проводятся;
2) успешная организация Игр должна способствовать позитивному позиционированию принимающего города в национальном и глобальном информационном пространстве, повышению его статуса на международной арене и росту престижа принимающей страны.
Яркие и светлые впечатления спортсменов, гостей Игр и представителей средств массовой информации от посещения муниципального образования город-курорт Сочи (далее также - город Сочи) в 2014 году следует рассматривать как главный итоговый показатель принимающего города. При этом по результатам проведенных МОК постигровых социологических исследований "атмосфера города" стоит на втором месте после основной спортивной программы по своей значимости для успеха Игр.
В соответствии с обозначенными выше базовыми принципами требования и ожидания МОК, связанные с обликом города, благоустройством и ролью городского пространства в проведении Игр включают ожидания обеспечения комфортной, безопасной, доступной, хорошо оснащенной и привлекательно оформленной среды для пребывания гостей, а также глубокой вовлеченности города в проведение Игр через организацию активной культурной программы в специально отведенных "местах празднования", обустроенных и оснащенных на максимально высоком уровне.
В документах МОК, касающихся специального оформления города к проведению Игр, подчеркивается, кроме того, что все элементы этого оформления "должны отражать то, что Игры являются частью города, а не обособленными мероприятиями, проводимыми в спортивных сооружениях".
Обе представленные выше группы требований и ожиданий учитывались на этапе подачи заявки города Сочи на проведение Игр и нашли отражение в Заявочной Книге.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.05.2014 N 465)
В государственной программе учтены обязательства, взятые на себя администрациями Краснодарского края и города Сочи, проанализирован мировой опыт и сформулированы основные актуальные вопросы, не решенные для города, принимающего Игры.
Обеспечение проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и других спортивных мероприятий требует надежного функционирования олимпийских объектов, предусмотренных в Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991. Обеспечение содержания и эксплуатации отдельных олимпийских объектов является одним из обязательств юридических лиц в договорных отношениях с организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Финансово-экономический анализ показывает, что финансирование затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией таких олимпийских объектов, необходимых для проведения Игр, и исполнением обязательств перед организаторами XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, не может быть обеспечено в полном объеме субъектами, являвшимися их заказчиками-застройщиками, в связи со значительными затратами на их строительство и ограничительными условиями организаторов Игр, не позволяющими использовать данные объекты в какой-либо коммерческой деятельности в предолимпийский период и период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Эти обстоятельства свидетельствуют о возможных рисках финансовой необеспеченности хозяйствующих субъектов, не извлекающих прибыли от эксплуатации олимпийских объектов и, как следствие, невозможности ими содержания необходимого штата сотрудников и (или) оплаты товаров (работ, услуг), требуемых для содержания и эксплуатации олимпийских объектов. При таких условиях, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с содержанием и эксплуатацией отдельных олимпийских объектов возникает необходимость осуществления государственной поддержки таких категорий юридических лиц.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2014 N 320)
Реализация государственной программы позволит обеспечить:
широкую известность и позитивную репутацию города Сочи как всесезонного международного курорта в России и за рубежом;
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.05.2014 N 465)
толерантность, гостеприимство жителей города Сочи;
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.05.2014 N 465)
поддержку населением города Сочи Игр, принятие Олимпийских и Паралимпийских ценностей;
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.05.2014 N 465)
информированность жителей и гостей города;
благоприятные условия для привлечения в экономику города российских и иностранных инвестиций, в том числе со стороны маркетинговых партнеров Игр.
В этой связи разработка и принятие государственной программы в полной мере соответствует приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Краснодарского края.