Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)" (с изменениями на: 01.03.2016)


 1. Характеристика текущего состояния энергетической эффективности в государственном секторе Забайкальского края


В Забайкальском крае действуют учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обеспечения, физической культуры, спорта и отдыха, административные учреждения (научно-исследовательские и проектные организации, общественные организации, органы государственной власти, налоговые органы и т.д.) (далее - бюджетные организации).

В связи с высоким уровнем энергоемкости бюджетных организаций возникают следующие проблемные вопросы:

рост затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов;

снижение эффективности бюджетных расходов, вызванное ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление;

снижение качества выполняемых услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2010 года бюджетные организации обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного им в 2009 году, каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Поэтому одной из приоритетных задач является проведение в бюджетных организациях мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов, за счет:

установки (замены) приборов учета электрической энергии, тепловой энергии, потребления воды;

технического перевооружения и капитальных ремонтов зданий, улучшения энергосберегающих характеристик зданий.

В целях стимулирования энергосбережения органы государственной власти Забайкальского края устанавливают нормативно-правовые основы энергосбережения в бюджетной сфере.

Необходимым шагом для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетных организациях является проведение энергетического обследования и паспортизации объектов бюджетных организаций.

Энергетическое обследование и паспортизацию объектов бюджетной сферы осуществляют энергоаудиторские компании, являющиеся членами саморегулируемых организаций, в целях:

выявления потенциала энергосбережения;

определения основных энергосберегающих мероприятий;

определения объектов бюджетной сферы, на которых в первую очередь необходимо проводить энергосберегающие мероприятия;

установления нормативных показателей энергопотребления (лимитирования энергопотребления).

Стимулирование бюджетных организаций к заключению договоров с энергоснабжающими организациями, направленных на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, осуществляется путем установления плановых значений (индикаторов) энергоэффективности и введения механизма использования сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт, закупку технологического оборудования, компьютерной техники и инвентаря для нужд бюджетных организаций, а также на премирование персонала. Использование этого механизма позволит ввести обязательные для выполнения бюджетными организациями задания по снижению энергопотребления как одного из показателей качества оказываемых ими услуг. В данных целях необходимо реализовывать следующие основные мероприятия:

установление бюджетным организациям заданий по снижению энергоемкости;

создание финансовых стимулов для экономии энергетических ресурсов бюджетными организациями (включение показателей в государственные задания, учет при внедрении эффективных контрактов;

разработка типовой документации и методических разъяснений для заключения в интересах бюджетных организаций энергосервисных контрактов и их распространение среди руководителей бюджетных организаций.

Для повышения эффективности использования энергоресурсов государственным заказчикам при проведении закупок для государственных нужд в конкурсную документацию необходимо включать требования по энергоэффективности продукции как одну из технических характеристик закупаемого товара. Для внедрения указанного механизма разрабатываются типовые требования по энергоэффективности продукции. При разработке рекомендаций необходимо учитывать также и экономические показатели, такие как стоимость и срок окупаемости энергоэффективных продукции и мероприятий по сравнению с неэнергоэффективными аналогами.

В целях осуществления мониторинга энергопотребления в бюджетных организациях разрабатываются формы отчетности и периодичность их представления, а также система показателей, позволяющих контролировать процесс реализации подпрограммы и оценивать бюджетные организации по уровню энергоэффективности для проведения первоочередных энергосберегающих мероприятий.

Необходимо внедрение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусматривающих применение отдельных видов энергоэффективной нанотехнологической продукции: энергосберегающих, экологически безопасных и экономичных светодиодных ламп для освещения промышленных объектов, многофункциональных светодиодных прожекторов для внешнего и внутреннего освещения.

Потенциал энергосбережения в бюджетных организациях составляет 38% от уровня потребления. В медицинских учреждениях наиболее энергоемкую группу от суммарного электропотребления составляют электротермические установки для дезинфекции и стерилизации (10 - 40%), холодильное оборудование (5 - 10%), освещение (30 - 60%), вентиляция и кондиционирование (10 - 20%). В дошкольных учреждениях наиболее мощными электроприемниками являются электротермические установки пищеблоков. На освещение в них расходуется от 10 до 15% общего объема электропотребления. Учреждения образования имеют четыре основные группы потребителей электрической энергии, доля электропотребления которых составляет: освещение - 50 - 70%; системы тепло- и водоснабжения с электродвигателями - 10 - 30%; нагревательные установки - 10 - 20%; компьютеры и различные лабораторные стенды - до 10%. В административных учреждениях также имеется четыре основных группы потребителей электрической энергии: освещение - 40 - 60%, системы тепло- и водоснабжения с электродвигателями - 10 - 30%, нагревательные установки - 20 - 40%, компьютеры и другая офисная техника - 10 - 20% от общего объема электропотребления.

Предусматривается проведение программных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов бюджетными организациями, на оптимизацию затрат на энергообеспечение в структуре бюджетных расходов, с целевой установкой сокращения доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах краевого бюджета к 2015 году в 1,3 раза.

Весьма важным направлением в бюджетной сфере является привлечение частных инвестиций в решение вопросов энергосбережения. В подпрограмме предусмотрены мероприятия по созданию условий формирования энергосервисной инфраструктуры и возможности заключения бюджетными организациями энергосервисных контрактов, по которым расчет за выполнение работы будет осуществляться из полученной экономии по оплате коммунальных услуг.

В подпрограмме по основному мероприятию: "Установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при приобретении товаров, работ, услуг для государственных нужд" предусмотрены меры по упорядочению и стимулированию приобретения энергоэффективной продукции и технологий в рамках государственных и муниципальных закупок. В частности, это касается осветительных приборов, с тем чтобы в бюджетных организациях к 2014 году полностью перейти на энергоэффективные источники освещения.

Таким образом, приоритетными направлениями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетных организациях являются: