Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)" (с изменениями на: 01.03.2016)

Таблица N 7


 Данные по котельным и тепловым сетям Забайкальского края за 2013 год

Показатель

Единицы измерения

Величина

Число котельных, всего

шт.

2056

в том числе ЖКХ муниципальных образований

шт.

839

Мощность котельных, всего

Гкал

4128

в том числе ЖКХ муниципальных образований

Гкал

2684,8

Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), всего

км

2144,58

в том числе ЖКХ муниципальных образований

км

1405,67

Ветхие тепловые сети (в двухтрубном исчислении), всего

км

462,6

в том числе ЖКХ муниципальных образований

км

462,6


Основными предприятиями, осуществляющими теплоснабжение потребителей в Забайкальском крае, являются:

филиал ОАО "ТГК-14" - "Читинская Генерация", обеспечивающий функционирование четырех ТЭЦ: Читинской ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ. Суммарная установленная тепловая мощность станций составляет 1425 Гкал/час;

предприятие ОАО "ППГХО", обеспечивающее функционирование Краснокаменской ТЭЦ, тепловая мощность которой составляет 351,9 Гкал/час;

предприятие ОАО "ОГК-3", обеспечивающее функционирование Харанорской ГРЭС установленной мощностью 665 МВт. Станция в основном осуществляет выработку электрической энергии;

предприятия различных форм собственности (ООО, ОАО, МУП) жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края, обеспечивающие функционирование 2056 котельных на твердом топливе установленной мощностью 4128 Гкал/час. Самым крупным коммунальным предприятием, обеспечивающим функционирование котельных и тепловых сетей, является ООО "Коммунальник".

С целью выявления потенциала работы и возможностей по оптимизации затрат коммунальной инфраструктуры необходимо обеспечивать содействие в проведении мероприятий по энергетическим обследованиям в организациях коммунальной инфраструктуры.

В совокупности с проведением энергетических обследований организаций коммунальной инфраструктуры целесообразно организовывать мероприятия по оценке аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях, так как на территории Забайкальского края в жилищно-коммунальном хозяйстве до 70% оборудования котельных, электрических и водопроводных сетей является низкоэффективным и изношенным. Коэффициенты полезного действия (КПД) котельных установок достигают 45 - 75% при нормативных значениях КПД 85 - 90%.

Одна из острых проблем жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края - высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры (в среднем 65 - 70%). Износ систем теплоснабжения - свыше 70%.

Протяженность тепловых сетей, принадлежащих муниципальным образованиям края, составляет 1,406 тыс. км, из которых необходимо заменить более 400 км.

Во всех районах и городах Забайкальского края отмечается высокий уровень изношенности тепловых сетей, который не позволяет обеспечить нормальное функционирование систем теплоснабжения потребителей. Значительная степень износа основных фондов приводит к высокой аварийности, низкому коэффициенту полезного действия мощностей.

Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 15 - 20%.

Применение малоэффективного вспомогательного оборудования на котельных и ТЭЦ также приводят к значительному перерасходу электрической энергии.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Для повышения качества коммунальных услуг, повышения экономичности работы основного и вспомогательного оборудования котельных и ТЭЦ, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса с применением энергоэффективных технологий.

За 2006 - 2013 годы инвестиции из возможных источников на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства составили более 3000800,0 тыс. рублей. В рамках реализации региональных программ, федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы, "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", а также в рамках внепрограммной части федерального бюджета выполнен значительный объем работ по реконструкции котельных и тепловых сетей, ремонту систем отопления, водоснабжения, электроосвещения и ремонту зданий.

Улучшено теплоснабжение в городском округе "Город Петровск-Забайкальский", городских поселениях "Нерчинское", "Борзинское", "Балейское", "Атамановское", городском округе "Поселок Агинское".

Для решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, приведения существующей коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества необходимо также, обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса. Потенциал энергосбережения объектов коммунальной инфраструктуры оценивается максимальными, доходящими до половины объемов потребления энергоресурсов величинами. Широк и многообразен спектр возможных для программного решения мероприятий, как малозатратных, не требующих больших финансовых расходов, так и ресурсоемких проектов, связанных с комплексной модернизацией и автоматизацией систем коммунальной инфраструктуры.

В целях продолжения обновления и модернизации парка оборудования в коммунальном комплексе необходимо обеспечивать выполнение мероприятий по созданию условий для учета в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций водоснабжения и водоотведения мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Для более эффективного и энергоемкого функционирования предприятий коммунальной инфраструктуры целесообразно реализовывать мероприятия по установлению и регулярной корректировке требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Развитию деятельности предприятий способствует тарифная политика. Реализация мероприятия по переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования позволит предприятиям прогнозировать деятельность на перспективу, а осуществление мероприятия по реализации пилотного проекта по введению социальной нормы потребления позволит частично решить проблему перекрестного субсидирования и выпадающих доходов.

Данной подпрограммой предусмотрено мероприятие по разработке предложений и документов для развития в Забайкальском крае частно-государственного партнерства в сфере коммунального хозяйства. Развитие данной формы управления будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций и, как следствие, заинтересованности в развитии структуры ЖКХ со стороны бизнес-сообщества.