Показатель | 1995 год | 1998 год | 2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек) | 304 | 228 | 209 | 98 | 111 | 100 | 85 | 4 | 16 | 46 |
Затраты организаций на научные исследования и разработки (млн. руб.) | 15,4 | 19,3 | 27,2 | 90,7 | 191 | 86,5 | 0,9 | 6,1 | 42,2 | |
Число созданных передовых технологий (ед.) | - | - | 2 | 4 | 5 | 1 | 1 | 4 | ||
Число использованных передовых технологий (ед.) | 230 | 1097 | 1573 | 2018 | 2049 | 2742 | 3628 | 3769 |
Анализ состояния научного потенциала в автономном округе позволяет сделать следующие выводы:
- динамика состояния научно-технического потенциала автономного округа отразила кризисные тенденции, характерные для научно-технического комплекса страны в целом. Основное содержание происходивших процессов заключалось в разрушении принципиальных основ старой институциональной системы научно-технической деятельности и ее обеспечения при отсутствии принципиально новых шагов, направленных на формирование научной инфраструктуры, соответствующей принципам и потребностям рыночной экономики;
- автономный округ располагает крайне незначительным научным потенциалом. Структура научного потенциала в автономном округе также нерациональна и не отражает реальных потребностей в изучении и развитии производительных сил и социокультурной сферы региона;
- по концентрации исследователей на 10 тыс. человек населения автономный округ занимает одно из последних мест в Российской Федерации. Необходимо резкое увеличение количества квалифицированных исследователей по большинству научных специальностей.
Изменение негативного развития ситуации в научно-технической сфере автономного округа ставит цель по повышению роли науки в деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, увеличению объемов научно-исследовательских работ, проводимых ими по приоритетным направлениям, применению программно-целевого метода для решения стоящих перед автономным округом научных и научно-технических задач, всесторонней поддержке организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность в автономном округе, привлечению молодежи к профессиональной научной деятельности, развитию прикладных научных исследований, ориентированных на современные проблемы региона.
Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике. Для этого, в первую очередь, необходимо:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
- формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
- обеспечение открытости региональной научной системы и интеграции ее в мировые процессы создания и использования нововведений.
Приоритетные направления развития науки, техники и технологий в автономном округе планируется регулярно пересматривать с учетом мировых тенденций, а также результатов, достигнутых ямальскими и российскими исследователями, в рамках активного взаимодействия науки, бизнеса, общества и государства с учетом целей и задач долгосрочного социально-экономического развития автономного округа, потребностей отраслей и секторов экономики, а также потенциального экономического эффекта от использования результатов исследований и разработок.
Системные подходы к формированию и реализации научной и научно-технической политики в автономном округе начали формироваться с 2008 года, с момента образования департамента по науке и инновациям автономного округа. В течение ряда лет были сформированы цели и задачи деятельности научной отрасли в регионе, создан механизм координации деятельности исполнительных органов государственной власти при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданы предпосылки для ее динамичного развития.
Управление государственной научной и научно-технической политикой автономного округа будет осуществляться Советом по государственной научно-технической и инновационной политике автономного округа и департаментом внешних связей автономного округа.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.04.2019 N 376-П)