Субъект Российской Федерации/показатель | юг Тюменской области | Ханты-Мансийский автономный округ | Автономный округ |
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек) | 5143 | 1683 | 88 |
Затраты организаций на научные исследования и разработки (млн. руб.) | 6442,9 | 3679,0 | 93,9 |
Количество научных организаций | 40 | 14 | 4 |
Выдано патентов на изобретения (ед.) | 95 | 26 | 6 |
Источник: Ямалстат
При этом в регионе имеются точки роста для развития научного потенциала в сфере медицинских, сельскохозяйственных, биологических и гуманитарных (этнология, археология, история) наук. Существующие учреждения располагают рядом высококвалифицированных исследователей. Можно ожидать, что эти организации окажутся способными стать основой для подготовки новых научных кадров.
Финансирование научных исследований и разработок на территории автономного округа остается крайне недостаточным. Основным источником финансирования является окружной бюджет, доля федерального финансирования науки незначительна. Финансирование исследований и разработок за счет средств частных организаций имеет неустойчивый характер.
Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере, ответственность за развитие которых возложена на государство и муниципалитеты, недостаточно и преимущественно ограничивается сферой информационных технологий и образования. Без инновационного развития остаются сферы здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства, транспорта, коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и туризма.
Предпринятые в предыдущие годы действия исполнительных органов государственной власти автономного округа создают предпосылки для реализации в автономном округе инновационного сценария социально-экономического развития. В то же время объемы финансирования не позволили совершить качественные изменения в научной и инновационной сфере автономного округа.
Выход на устойчивое движение по инновационному пути развития требует решения ряда проблем, негативно влияющих на инновационный климат, а именно:
- несовершенство государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- низкий спрос на инновации в экономике, в том числе в государственном и муниципальном секторах экономики;
- отсутствие функционально полной инфраструктуры развития и государственной поддержки инновационной деятельности;
- неразвитость сектора исследований и разработок, отсутствие образовательных организаций высшего образования.
Диверсификация экономики автономного округа недостаточно обеспечена развитием новых, нетрадиционных отраслей экономической деятельности. В то же время созданы условия для реализации ряда новаторских проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию автономного округа.
В части развития инвестиционной и инновационной деятельности недостаточно эффективными оказались и такие ключевые общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, а также политика в сфере развития конкуренции.
Одним из важнейших, с точки зрения инновационного развития, конкурентных преимуществ является человеческий капитал. В то же время в регионе сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях профессионального образования, а также проблемы по возвращении молодых специалистов в автономный округ и их трудоустройства.