Недействующий

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности" (с изменениями на 4 марта 2021 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2021 N 1105-П)



Таблица 1

Субъект Российской Федерации/показатель

юг Тюменской области

Ханты-Мансийский автономный округ

Автономный округ

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек)

5143

1683

88

Затраты организаций на научные исследования и разработки (млн. руб.)

6442,9

3679,0

93,9

Количество научных организаций

40

14

4

Выдано патентов на изобретения (ед.)

95

26

6


Источник: Ямалстат


При этом в регионе имеются точки роста для развития научного потенциала в сфере медицинских, сельскохозяйственных, биологических и гуманитарных (этнология, археология, история) наук. Существующие учреждения располагают рядом высококвалифицированных исследователей. Можно ожидать, что эти организации окажутся способными стать основой для подготовки новых научных кадров.


Финансирование научных исследований и разработок на территории автономного округа остается крайне недостаточным. Основным источником финансирования является окружной бюджет, доля федерального финансирования науки незначительна. Финансирование исследований и разработок за счет средств частных организаций имеет неустойчивый характер.


Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере, ответственность за развитие которых возложена на государство и муниципалитеты, недостаточно и преимущественно ограничивается сферой информационных технологий и образования. Без инновационного развития остаются сферы здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства, транспорта, коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и туризма.


Предпринятые в предыдущие годы действия исполнительных органов государственной власти автономного округа создают предпосылки для реализации в автономном округе инновационного сценария социально-экономического развития. В то же время объемы финансирования не позволили совершить качественные изменения в научной и инновационной сфере автономного округа.


Выход на устойчивое движение по инновационному пути развития требует решения ряда проблем, негативно влияющих на инновационный климат, а именно:


- несовершенство государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;


- низкий спрос на инновации в экономике, в том числе в государственном и муниципальном секторах экономики;


- отсутствие функционально полной инфраструктуры развития и государственной поддержки инновационной деятельности;


- неразвитость сектора исследований и разработок, отсутствие образовательных организаций высшего образования.


Диверсификация экономики автономного округа недостаточно обеспечена развитием новых, нетрадиционных отраслей экономической деятельности. В то же время созданы условия для реализации ряда новаторских проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию автономного округа.


В части развития инвестиционной и инновационной деятельности недостаточно эффективными оказались и такие ключевые общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, а также политика в сфере развития конкуренции.


Одним из важнейших, с точки зрения инновационного развития, конкурентных преимуществ является человеческий капитал. В то же время в регионе сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях профессионального образования, а также проблемы по возвращении молодых специалистов в автономный округ и их трудоустройства.