Одним из стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике, определенных в Основах государственной политики, является совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике. Одной из основных мер по реализации государственной политики в области научных исследований и научного обеспечения деятельности в Арктической зоне Российской Федерации является проведение исследований в области истории, культуры и экономики региона.
Территория современного автономного округа, которую с древности считали "краем Земли" (буквальный перевод с ненецкого языка названия "Ямал") и которая до сих пор многими в России и за рубежом воспринимается лишь в контексте его сырьевых ресурсов, с давних пор является динамично развивающимся, контактным регионом. Здесь еще в глубокой древности возникли культуры, которые органично дополняют и обогащают общий багаж знаний и навыков циркумполярных культур планеты.
Наличие на территории автономного округа уникальных памятников археологии с замороженным культурным слоем, в котором сохраняются практически все остатки материальной культуры, в том числе изделия из органических материалов, дает богатейший источник для изучения истории традиционных культур и формирования хозяйственных, биологических и культурных адаптаций в условиях арктической и субарктической природной среды.
В автономном округе ежегодно проводятся научно-исследовательские работы по изучению памятников древней и средневековой истории. Исследуются наиболее яркие памятники, представляющие помимо массы научной информации уникальные артефакты для региональных музеев.
Вместе с тем, очевидно, что для такой территории, как автономный округ, проведенные исследования недостаточны.
Во-первых, география работ охватывает в основном северо-западные территории автономного округа, в то время как недостаточно изучен восток и северо-восток, а именно: полуостров Гыдан, в целом Тазовский район. Лишь единичные памятники археологии известны в Красноселькупском районе. Общая историческая картина, построенная без участия восточных районов автономного округа, таким образом, будет неполна.
Во-вторых, все эти годы ощущалась слабая степень изученности памятников ранних эпох - камня и бронзы. Знания о первоначальных этапах заселения человеком Севера Западной Сибири недостаточны. Без изучения ранних эпох все выводы об истории развития культур на территории автономного округа будут лишены базового основания.
В-третьих, проведение научных исследований на памятниках археологии является нерегулярным и нестабильным, вследствие чего научные работы проводятся на единичных памятниках (в 2010 году проведены исследования только на двух памятниках). Значительных результатов в научных работах можно достичь лишь при долговременных систематических исследованиях, которые должны осуществляться в течение нескольких лет.
В-четвертых, немаловажной проблемой является эпизодичность мероприятий по популяризации научной деятельности автономного округа. Как следствие, малая информированность значительной части молодежи и взрослого населения о научной деятельности в целом.
Вышеизложенные проблемы и задачи свидетельствуют об актуальности и необходимости проведения работ, направленных на решение проблем в сфере научной деятельности в области археологии.
Реализация Подпрограммы 2 позволит развивать научные исследования для получения качественно новых знаний о древних и традиционных культурах региона в принципиально новых экономических, социально-политических и информационных условиях и требованиях современной России. Развитие основано на увеличении площади исследуемой территории, на планировании долговременных и систематических исследований, которые будут проводиться с использованием информационных и компьютерных технологий, в принципиально новых организационных и экономических формах. Все это в совокупности, безусловно, отражает начало качественно нового этапа в развитии археологии Ямала.
Реализация мероприятий Подпрограммы 2 приведет к повышению роли Российской Федерации в вопросе освоения Арктики, археологические памятники пополнят коллекции выставочных экспозиций, дадут новый импульс для развития туризма как сферы экономики, непосредственно влияющей на доходы автономного округа и занятость населения.