Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2015)


1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Жилищный фонд Волгоградской области на начало 2013 года насчитывал около 56,8 млн. кв. метров, три четверти из которых (76 процентов) были расположены в городской местности. По сравнению с 2009 годом жилищный фонд увеличился на 1,7 млн. кв. метров, или на 3,2 процента. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Волгоградской области, возросла за этот период с 21 кв. метра до 22 кв. метров.

На начало 2013 года в органах местного самоуправления состояло на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях около 33 тыс. семей, что на 1,7 тыс. семей (5,1 процента) меньше, чем в 2011 году. Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2012 году, в 19 раз превышало число семей, получивших жилье и улучшивших свои жилищные условия.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных инструментов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов ипотечного жилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В связи с этим одним из ключевых приоритетов жилищной политики в Волгоградской области является содействие обеспечению населения доступным жильем и поддержка жилищного строительства.

Степень реализации жилищной политики на практике отражают темпы жилищного строительства. Так, в 2011 году в Волгоградской области введено в эксплуатацию 628,9 тыс. кв. метров жилья, в 2012 году - 884,8 тыс. кв. метров, в 2013 году - 833,92 тыс. кв. метров.

Объемы ввода в эксплуатацию строящегося жилья недостаточны, и причинами этому служат ограниченные возможности областного бюджета, не позволяющие направлять дополнительные средства на финансирование жилищного строительства, низкий платежеспособный спрос на жилье, недостаток земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями, ограниченность возможностей обеспечения земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, отсутствие совершенной правовой базы в сфере градостроительной деятельности.

В целях обеспечения доступности жилья для граждан со средними доходами необходимо стимулировать:

развитие строительства жилья экономкласса на свободных земельных участках;

создание некоммерческих объединений в форме жилищно-строительных кооперативов, что позволит эффективно вовлекать бюджетные средства и средства населения в строительство нового жилья экономкласса по доступным ценам;

формирование рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

развитие инфраструктуры на земельных участках, в том числе предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей;

обеспечение жилищных прав отдельных категорий граждан;

развитие ипотечного жилищного кредитования.

Кроме того, наряду с имеющимися проблемами в жилищном строительстве требуется решение проблем и в жилищно-коммунальной сфере, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Среди имеющихся проблем выделяются:

наличие ветхого и аварийного жилищного фонда, общая площадь которого по состоянию на начало 2013 года составляла 888,8 тыс. кв. метров;

наличие многоквартирных домов, требующих капитального ремонта;

высокий износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства.

Решение вышеуказанных проблем требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества посредством использования программно-целевого метода, в рамках которого разработана государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п)

В ходе реализации государственной программы могут возникнуть финансово-экономические, нормативные, организационно-управленческие и социальные риски.

Финансово-экономические риски связаны с недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей государственной программы, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования. Для снижения риска недостаточного финансирования необходимо обеспечение правильного расчета объемов средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.

Нормативные риски связаны с непринятием или несвоевременным принятием правовых актов, сопровождающих реализацию мероприятий государственной программы, необходимостью внесения изменений в существующие правовые акты, влияющие на мероприятия государственной программы. Устранение этих рисков возможно за счет обеспечения оперативного контроля за процессами разработки, согласования и утверждения правовых актов, своевременного внесения требуемых изменений.

Организационно-управленческие риски связаны с несоблюдением сроков реализации мероприятий, недостаточной проработкой вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточной подготовкой управленческого персонала, неадекватностью системы мониторинга реализации государственной программы. Риск несоблюдения сроков преодолевается за счет обеспечения резервных сроков исполнения мероприятий и организации оперативного сопровождения процесса реализации программных мероприятий.

Социальные риски могут выразиться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий государственной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названных рисков возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы.

В результате реализации государственной программы предполагается поступление в областной и местные бюджеты следующих налогов:

налог на доходы физических лиц: в 2014 году - 32310 тыс. рублей, в 2015 году - 37040 тыс. рублей, в 2016 году - 30890 тыс. рублей, в 2017 году - 13850 тыс. рублей, в 2018 году - 109700 тыс. рублей, в 2019 году - 109600 тыс. рублей, в 2020 году - 109020 тыс. рублей;

налог на имущество организаций: в 2014 году - 1790 тыс. рублей, в 2015 году - 9890 тыс. рублей, в 2016 году - 58430 тыс. рублей, в 2017 году - 4840 тыс. рублей, в 2018 году - 53340 тыс. рублей, в 2019 году - 51540 тыс. рублей, в 2020 году - 61140 тыс. рублей;

земельный налог: в 2014 году - 2560 тыс. рублей, в 2015 году - 3840 тыс. рублей, в 2016 году - 5760 тыс. рублей, в 2017 году - 6910 тыс. рублей, в 2018 году - 6910 тыс. рублей, в 2019 году - 6910 тыс. рублей, в 2020 году - 6910 тыс. рублей.