Характеристика технического состояния источников теплоснабжения по Республике Мордовия
Наименование муниципальных образований | Количество котельных теплоснабжения и горячего водоснабжения | ||
всего, ед. | из них нуждаются в модернизации | ||
всего | в % | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Ардатовский муниципальный район | 2 | 2 | 100 |
Атюрьевский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Атяшевский муниципальный район | 2 | 1 | 50 |
Большеберезниковский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Большеигнатовский муниципальный район | 5 | 1 | 20 |
Дубенский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Ельниковский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Зубово-Полянский муниципальный район | 8 | - | - |
Инсарский муниципальный район | 7 | - | - |
Ичалковский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Кадошкинский муниципальный район | 1 | - | - |
Ковылкинский муниципальный район | 16 | 14 | 88 |
Кочкуровский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Краснослободский муниципальный район | 2 | 2 | 100 |
Лямбирский муниципальный район | 9 | 3 | 33 |
Ромодановский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Рузаевский муниципальный район | 17 | - | - |
Старошайговский муниципальный район | индивидуальное отопление | ||
Темниковский муниципальный район | 3 | 1 | 33 |
Теньгушевский муниципальный район | 2 | 2 | 100 |
Торбеевский муниципальный район | 7 | - | - |
Чамзинский муниципальный район | 13 | 2 | 15 |
Городской округ Саранск | 26 | - | - |
Республика Мордовия | 126 | 29 | 23 |
Состояние инженерных систем и сооружений, оборудования, машин и механизмов, используемых в процессе производства и поставки жилищно-коммунальных услуг, технологическая отсталость отрасли связаны, в первую очередь, с недостаточным финансированием и проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в обновлении и развитии основных фондов. Одной из проблем тарифного регулирования является ограничение роста платежей предельными индексами в размере не выше 11,7%. Данное ограничение не позволяет в должной мере развиваться организациям коммунального комплекса.
Планово-предупредительный ремонт инженерных систем и сооружений практически был подменен аварийно-восстановительными работами.
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
В последние годы в республике наметилась тенденция к переходу на индивидуальное поквартирное отопление, однако в ряде случаев перевод осуществляется без расчета экономической целесообразности.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках Подпрограммы. Такое решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации коммунальной инфраструктуры, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации Подпрограммы предусматривается выполнить мероприятия по капитальному строительству, модернизации, реконструкции, капитальному ремонту системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Использование комплексного подхода к решению этих задач имеет огромное значение для повышения качества жизни и требует программных решений на государственном уровне.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Мордовия необходимо добиться:
снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
достижения финансовой устойчивости организаций коммунальной сферы;
привлечение в отрасль частных инвестиций.
Решение задач предусматривает несколько направлений.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2014 года в целом по Республике Мордовия составила 55,17 процента.
Вторым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль за объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2014 года было отпущено потребителям в соответствии с показателями приборов учета 100% электрической энергии, 97% газа, 100% холодной и горячей воды.