Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

Глава 2. Туризм


29. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).

30. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.

31. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, 3 музея-заповедника и 16 филиалов Костромского музея-заповедника, 19 музеев. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 79 особо охраняемых природных территорий, в том числе 53 государственных природных заказника, 18 памятников природы, 8 туристско-рекреационных местностей.

32. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год.

33. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц, в основном в муниципальных образованиях области. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов.

34. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:

недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;

дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 - 3 года;

устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);

лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;

высокая стоимость туров в регион;

"сезонность" туристской деятельности (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);

дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;

недостаточная государственная реклама туристских возможностей как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

неразвитость некоторых видов туризма, которые могли бы составить неоспоримое конкурентное преимущество Костромской области на внешнем и внутреннем рынках и внести значительный вклад в развитии региона (водный туризм, событийный, деловой, образовательно-культурный и др.);

неразвитость в большинстве районов региона транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания).

35. Основная часть турфирм занимается выездным туризмом. В Костромской области 12 туроператоров, включенных в федеральный реестр как туроператоры по внутреннему туризму.

36. Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристской индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 годы прогнозируется двукратное увеличение числа туристских прибытий.

37. Одним из приоритетных направлений перехода к инновационному, социально-ориентированному типу экономического развития Костромской области является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, повышение конкурентоспособности туристской отрасли, что требует более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма на основе принятия комплекса соответствующих мер.

38. Необходимые результаты могут быть достигнуты за счет совершенствования и диверсификации существующего турпродукта, развития новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров.

39. Туристский кластер в ближайшие годы будет являться локомотивом социально-экономического развития: одним из самых мощных генераторов увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса.

40. Основными направлениями, увеличивающими доходность туристской отрасли, являются:

увеличение количества повторных посещений региона;

увеличение продолжительности нахождения гостей в регионе (сегодня не хватает крупных современных туристских объектов, которые могли бы удержать гостей на более длительный период и дополнить богатейшее культурно-историческое наследие);

более равномерное "географическое" распределение туристских потоков, нивелирование сезонности - большая часть доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа.

41. Необходимым и решающим фактором конкурентоспособности отрасли туризма сегодня является ее широкое присутствие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", причем уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в он-лайн среде.