Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" (с изменениями на 16 декабря 2019 года)



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесено решение значительного круга вопросов, в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.


Специфика сферы реализации государственной программы заключается в том, что мероприятия государственной программы направлены прежде всего на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств Алтайского края и муниципальных образований на базе современных принципов эффективного управления государственными и муниципальными финансами, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию края в целом.


Результатом проводимой государственной политики в сфере создания условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае стало:


распределение межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на основе единых методик исходя из объективных показателей, отражающих уровень развития и структуры экономики и налогового потенциала, в том числе утверждение порядка распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечивающего гарантированный уровень доходов местных бюджетов для финансирования расходных обязательств муниципальных образований;


активизация деятельности по финансовому оздоровлению, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулированию деятельности органов местного самоуправления, в том числе предоставление финансовой помощи из краевого бюджета с целью поощрения и стимулирования деятельности органов местного самоуправления;


оказание методологической помощи муниципальным образованиям по совершенствованию управления бюджетным процессом, разработка проектов типовых нормативных правовых актов и методических рекомендаций для муниципальных образований;


развитие программно-целевых методов бюджетного планирования, формирование краевого бюджета в формате "скользящей трехлетки";


создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств краевого бюджета.


На 01.01.2013 из 736 муниципальных образований края 307 исполнили бюджет с профицитом (5 городских округов, 20 муниципальных районов, 282 поселения), 421 - с дефицитом (6 городских округов, 39 муниципальных районов, 376 поселений), 8 исполнили бюджет сбалансированно (бюджеты поселений). Количество муниципальных образований, исполнивших консолидированный бюджет с дефицитом, увеличилось на 136 процентов по отношению к уровню 2011 года (или на 112 муниципальных образований), с профицитом - уменьшилось на 68 процентов (или на 142 муниципальных образования). Объем суммарного дефицита консолидированных бюджетов муниципальных образований в 2012 году составил 785 млн рублей, профицита - 664 млн рублей.


Для многих муниципальных образований края сохраняется значительная степень зависимости от финансовой помощи за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, о чем свидетельствует их дифференциация по уровню бюджетной обеспеченности. При формировании краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов бюджетная обеспеченность 5 муниципальных образований Алтайского края, имеющих наибольшую бюджетную обеспеченность, в 2,8 раза выше бюджетной обеспеченности 5 муниципальных образований Алтайского края, имеющих наименьшую бюджетную обеспеченность до выравнивания.


В отдельных муниципальных образованиях все еще допускаются нарушения бюджетного законодательства, имеется просроченная кредиторская задолженность, растет муниципальный долг.


Специфика Алтайского края как аграрного региона, заключающаяся в высокой зависимости сельскохозяйственной отрасли от экономической конъюнктуры и природных катаклизмов, неравномерности размещения налоговой базы в крае, а также изменение законодательства в части разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, в том числе передача полномочий в сфере здравоохранения (с 01.01.2012) и дошкольного образования (с 01.01.2014) с муниципального на региональный уровень, напрямую влияют на наполняемость бюджетов муниципальных образований. Указанные факторы требуют продуманного и ответственного управления государственными и муниципальными финансами, а также поиска механизмов и инструментов обеспечения сбалансированности местных бюджетов и повышения эффективности бюджетных расходов Алтайского края.


Основными проблемами в сфере реализации государственной программы являются:


повышение рисков несбалансированности местных бюджетов;