В силу объективных факторов различного характера (исторических, географических, климатических и иных) уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края значительно дифференцирован, что обусловлено прежде всего различиями в их налоговом потенциале, который в расчете на жителя в муниципальных образованиях края в 2014 году различается в 4,2 раза.
Более 53 процентов доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований Алтайского края аккумулируются в 4 муниципальных образованиях, в которых проживает 46 процентов населения Алтайского края. При формировании краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов бюджетная обеспеченность 5 муниципальных образований Алтайского края, имеющих наибольшую бюджетную обеспеченность, в 2,8 раза выше бюджетной обеспеченности 5 муниципальных образований Алтайского края, имеющих наименьшую бюджетную обеспеченность до выравнивания.
Специфика Алтайского края как аграрного региона, заключающаяся в высокой зависимости сельскохозяйственной отрасли от экономической конъюнктуры и природных катаклизмов; неравномерности размещения налоговой базы в крае; а также изменение законодательства в части разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, в том числе передача полномочий в сфере здравоохранения (с 01.01.2012) и дошкольного образования (с 01.01.2014) с муниципального на региональный уровень, напрямую влияют на наполняемость бюджетов муниципальных образований. Указанные факторы требуют продуманного межбюджетного регулирования, а также поиска механизмов и инструментов обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
В целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований края, а также в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности в краевом бюджете ежегодно предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, а также гранты муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, бюджетам муниципальных образований края оказывается поддержка в виде предоставления бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов местных бюджетов и на покрытие временных кассовых разрывов.
Помимо вышеперечисленных мероприятий в краевом бюджете ежегодно предусматриваются межбюджетные трансферты на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также на осуществление социально значимых инициатив, обеспечение функционирования органов местного самоуправления.
С 2017 года предоставляются субсидии муниципальным образованиям на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на инициативах граждан.
(абзац введен Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2016 N 447; в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 27.12.2017 N 488)