ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2013 года N 889
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
(в редакции постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Главным распорядителям (распорядителям) средств областного бюджета, главным администраторам (администраторам) доходов областного бюджета, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита областного бюджета организовать работу по приведению своих правовых актов по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствие с Порядком, установленным настоящим постановлением.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на руководителей органов исполнительной власти Ростовской области в пределах предоставленных полномочий по курируемым направлениям.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
(в редакции постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
1.1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.3. Настоящий Порядок устанавливает:
требования к планированию, организации и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
требования к оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
2.1. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:
2.1.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета, главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главный администратор (администратор) средств областного бюджета), организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - бюджетные процедуры), направленный на:
недопущение (пресечение) нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.1.2. Предмет внутреннего финансового контроля - бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры), осуществляемые главным администратором (администраторами) средств областного бюджета в рамках закрепленных за ними бюджетных полномочий.
2.1.3. К контрольным действиям относятся проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, наличие решения об осуществлении расходов, а также сверка данных, сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
2.1.4. Контрольное действие является формой осуществления внутреннего финансового контроля в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности (подведомственности), мониторинга, применения автоматического контроля (далее - методы контроля).
2.1.5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц при инициации или завершении операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).
2.2. Организация внутреннего финансового контроля.
2.2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях главного администратора (администраторов) средств областного бюджета, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, актами главного администратора (администраторов) средств областного бюджета, положениями об указанных подразделениях.
2.2.2. Контрольные действия осуществляются должностными лицами подразделений главного администратора (администраторов) средств областного бюджета, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего раздела, в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
составление и представление документов в министерство финансов Ростовской области, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
составление и представление документов в министерство финансов Ростовской области, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам областного бюджета и источникам финансирования дефицита областного бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи;
составление и направление документов в министерство финансов Ростовской области, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет;
формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных областных государственных учреждений;
исполнение бюджетной сметы;
принятие и исполнение бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (уточнении) платежей в областной бюджет;
процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к Ростовской области, судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам областных казенных учреждений.
2.2.3. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры);
выборочный, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).
2.2.4. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств областного бюджета, курирующий подразделения, указанные в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего раздела, в соответствии с распределением обязанностей.
2.3. Планирование внутреннего финансового контроля.
2.3.1. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании плана внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур.
В плане внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
2.3.2. Процесс формирования плана внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
анализ предмета внутреннего финансового контроля на необходимость проведения в его отношении контрольных действий, основанный на информации о возможных событиях, негативно влияющих на выполнение бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
2.3.3. Формирование и утверждение планов внутреннего финансового контроля осуществляются до начала очередного финансового года в порядке, установленном главным администратором средств областного бюджета.
2.3.4. В целях определения приоритетных предметов внутреннего финансового контроля, включаемых в планы внутреннего финансового контроля, подразделение, указанное в подпункте 2.3.1 пункта 2.3 настоящего раздела, проводит процедуры идентификации и оценки бюджетных рисков.
2.3.5. Идентификация бюджетных рисков осуществляется по каждой бюджетной процедуре, подлежащей исполнению в очередном финансовом году, на основании анализа актов, заключений, представлений и предписаний органов государственного финансового контроля, отчетов подразделений внутреннего финансового аудита, информации, представленной подведомственными администраторами средств областного бюджета по запросу, а также анализа отчетов о результатах проведения мониторинга.
2.3.6. По каждому выявленному бюджетному риску проводится анализ условий и причин наличия такого риска (далее - факторы риска).
Каждый бюджетный риск подлежит оценке по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер наносимого ущерба, потери репутации главного администратора (администратора) средств областного бюджета, налагаемых санкций за допущенное нарушение. По каждому критерию определяется шкала оценок риска, имеющая не менее четырех позиций (низкий, умеренный, высокий (существенный), очень высокий).
2.3.7. Результаты оценки бюджетных рисков прилагаются к плану внутреннего финансового контроля, который подлежит размещению на официальном сайте главного администратора средств областного бюджета или в автоматизированной информационной системе.
2.3.8. Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств областного бюджета обобщает информацию о бюджетных рисках, сформированную при планировании внутреннего финансового контроля, и осуществляет ведение реестра наиболее значимых бюджетных рисков (далее - реестр бюджетных рисков). По результатам систематизации указанной информации финансово-экономическое подразделение главного администратора средств областного бюджета представляет руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета предложения по уменьшению наиболее значимых бюджетных рисков, включающие предложения по:
приведению правовых актов главного администратора (администраторов) средств областного бюджета в соответствие с положениями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также их совершенствованию;
включению автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранению недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации, исключению неэффективных автоматических контрольных действий;
изменению планов внутреннего финансового контроля;
актуализации системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администраторов) средств областного бюджета;
уточнению прав доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
уточнению порядка ведения учетной политики администраторами средств областного бюджета;
уточнению прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ведению кадровой политики в отношении подразделений, указанных в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего раздела;
устранению иных факторов рисков.
Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора средств областного бюджета по результатам рассмотрения предложений по снижению выявленных бюджетных рисков принимает решение об их применении.
Пересмотр реестра бюджетных рисков проводится с периодичностью не реже одного раза в год.
2.3.9. Информация о проведении оценки бюджетных рисков, реестр бюджетных рисков размещаются на официальном сайте главного администратора средств областного бюджета с правом доступа к ним должностных лиц главного администратора (администраторов) средств областного бюджета.
2.4. Проведение внутреннего финансового контроля.
2.4.1. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администраторов) средств областного бюджета осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов контроля, установленных в планах внутреннего финансового контроля.
2.4.2. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, актам главного администратора (администратора) средств областного бюджета и должностным регламентам, а также оценки причин и обстоятельств, негативно влияющих на совершение операции.
2.4.3. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета (иным уполномоченным лицом) и (или) руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.