Сущность государственно-общественного управления образованием состоит в формировании и развитии новых, более демократических отношений, согласованных взаимодействий между всеми заинтересованными в качественном образовании субъектами в решении различных вопросов функционирования и развития отрасли; предоставлении представителям общественности возможности ответственно и результативно влиять на образовательную политику, участвовать в принятии управленческих решений, выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.
К основным признакам государственно-общественного управления образованием относятся:
- совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;
- процедура принятия решения государственным органом управления образованием Республики Бурятия, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;
- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.
Целями государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия являются нахождение оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении системой образования, построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи государственно-общественного управления образованием на территории Республики Бурятия призваны способствовать:
- вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики в Республике Бурятия;
- повышению эффективности государственной политики в области образования;
- удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
- реализации прав работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.
Государственно-общественное управление образованием на территории Республики Бурятия развивается на основе принципов:
- законности;
- реализации и защиты прав участников образовательного процесса;
- открытости и гласности;
- свободы и самодеятельности, независимости и паритетности субъектов государственно-общественного управления образованием;
- целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;
- охвата всех уровней управления образованием: республиканского, муниципального, образовательной организации;
- сохранения разумного баланса между государственной и общественной составляющими в системе государственно-общественного управления на всех уровнях управления образованием на территории Республики Бурятия.