Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГГ. (с изменениями на: 07.06.2016)

3. Основные понятия, используемые в Концепции


Государственно-общественное управление образованием на территории Республики Бурятия - ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти Республики Бурятия, руководители общеобразовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

Понимание роли государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений. Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования. В общественной составляющей можно выделить внутренние (внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление) и внешние (представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития) компоненты.

Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием. Это могут быть структуры, не связанные непосредственно с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения), объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ), объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся), и др. Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнерства) и временными (собрания, совещания, конференции). Выражать интересы определенных социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования. К общественности можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, не зависимых от органов управления образованием.

Общественное самоуправление в сфере образования на территории Республики Бурятия - система организационных форм, создаваемая для реализации в пределах, установленных законодательством, самостоятельных и под свою ответственность решений гражданами и (или) их объединениями непосредственно по вопросам функционирования и развития сферы образования.

Государственно-общественный совет по управлению образованием (далее - Совет) - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Республики Бурятия. Орган, формируемый собраниями, конференциями представителей участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования, посредством процедур избрания, назначения на уровне Республики Бурятия (на основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия), муниципальных образований, образовательных организаций. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования носит совещательный характер.

Участники образовательного процесса - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Общественное наблюдение - участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных организаций Республики Бурятия, аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий.

Общественная экспертиза - механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательной организации группой общественных экспертов.