Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), определена роль физической культуры и спорта как одного из приоритетных направлений деятельности государственных и муниципальных органов власти Российской Федерации по развитию человеческого потенциала.
В соответствии с Концепцией стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Физическая культура и спорт являются не только средством оздоровления населения, реабилитации инвалидов и повышения качества жизни граждан, но и важным фактором социально-экономического развития.
Понятие "здоровый образ жизни" объединяет все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, и наиболее актуальной его составляющей является физическая культура и спорт. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики Республики Дагестан.
В Республике Дагестан функционирует 2858 объектов спорта, из них: 1967 плоскостных (открытых) спортивных сооружений, в том числе 12 стадионов и 39 футбольных полей с искусственным покрытием, 891 закрытоеспортивное сооружение, в том числе 10плавательных бассейнов, 820 спортивных залов, 8 дворцов спорта, 53сооружения для стрелковых видов спорта.
За период 2005-2013 годов за счет средств федеральных и республиканских целевых программ, а также внебюджетных источников финансирования построено и введено в эксплуатацию 193 спортивных сооружения, что позволило улучшить материально-техническую базу физической культуры и спорта, спорта высших достижений, увеличить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 7,1 процента в 2005 году до 13,0 процента в 2013 году.
Ежегодно в республике проводится более 400 республиканских, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, в которых принимают участие более 50000 человек.
Однако в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в Республике Дагестан, требующих неотложного решения, в их числе:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития спорта в республике;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Обеспеченность населения Республики Дагестан крытыми спортивными сооружениями составляет 15,8 процента от норматива, а плоскостными спортивными сооружениями- 43,5 процента. На одного жителя республики в среднем приходится 0,93 кв. метра (по Российской Федерации –1,4 кв. м) спортивных площадей, в том числе 0,08 кв. метра крытых сооружений и0,85 кв. метра плоскостных сооружений.
При полной реализации мероприятий Программы площадь спортивных сооружений, приходящаяся на одного жителя республики, увеличится в среднем до 1,0 кв.метра, показатель систематически занимающихся физической культурой и спортом населения - с 13,0процента в 2013 году до 25,0 процента в 2020 году
Применение программно-целевого метода при решении обозначенных проблем имеет следующие преимущества:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Реализация мероприятий государственной программы позволит решить указанные проблемы, а также увеличить показатель систематически занимающегося физической культурой и спортом населения с 13,0 процента в 2013 году до 25,0 процента в 2020 году.
Невозможность решения проблем развития физической культуры и спорта без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:
многообразием и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для устойчивого развития физической культуры и спорта на территории Республики Дагестан;
необходимостью решения комплексных масштабных задач, которые носят межотраслевой и межведомственный характер, необходимостью объединения усилий исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, частного сектора, общественности;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения;
необходимостью выполнения в рамках Программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов.
Неэффективное управление Программой может привести к не достижению целей и невыполнению поставленных задач.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и целевых индикаторов в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск применения программно-целевого метода заключается в неисполнении в полном объеме программных обязательств участниками Программы, что приведет к неравномерному развитию сферы физической культуры и спорта.
Способами ограничения данных рисков являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых обязательств;