Стратегическая цель нового этапа модернизации профессионального образования в Алтайском крае - совершенствование системы подготовки кадров как полноценного ресурса инновационного развития края на основе консолидации институтов среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования и реального сектора экономики.
Сеть профессиональных образовательных организаций Алтайского края (далее - "образовательные организации") состоит из 57 образовательных организаций, из которых 41 - краевая государственная профессиональная образовательная организация, подведомственная Минобрнауки Алтайского края, 6 - Минздраву Алтайского края, 5 - управлению Алтайского края по культуре и архивному делу, 1 - управлению спорта и молодежной политики Алтайского края, 3 - негосударственные образовательные организации.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 18.08.2017 N 306)
Всего по очной форме по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих обучается 14030 человек по 53 профессиям. Создано шесть ресурсных центров: по направлению "транспорт" (в 2011 году); по направлению "строительство" (в 2008 году); два - по направлению "металлообработка" (в 2008 году, в 2010 году); два - по направлению "сельское хозяйство" (в 2008 году, в 2010 году). Реализация мероприятий по повышению доступности обучения в краевых государственных бюджетных образовательных организациях обеспечивается выплатами стипендий, предоставлением бесплатного горячего питания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся из малообеспеченных семей, а также проживающим в общежитиях, расположенных в сельской местности. 78% образовательных организаций обеспечены общежитиями, в которых ежегодно проживает до 6 тысяч обучающихся. Ежегодно среднее общее образование в образовательных организациях получают около 80% от общего числа обучающихся.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 18.08.2017 N 306)
По программам подготовки специалистов среднего звена обучается 30915 студентов по 86 специальностям. Создаются крупные многопрофильные учебные заведения.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 18.08.2017 N 306)
Программы высшего образования в Алтайском крае реализуют 8 государственных организаций высшего образования, Барнаульская духовная семинария, 14 филиалов образовательных организаций высшего образования. Организациями высшего образования ведется подготовка по 225 направлениям и специальностям высшего образования.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 18.08.2017 N 306)
Тем не менее, в сфере подготовки кадров существует ряд проблем.
Так, механизмы сотрудничества или совместной деятельности системы профессионального образования и работодателей в сфере подготовки кадров не имеют общих целевых установок и не носят системного характера. При формировании объема и структуры приема в образовательные организации отсутствует ориентация на заказ со стороны работодателя на подготовку кадров в количественном и качественном выражении. Возникают сложности в оптимизации сети организаций профессионального образования и профилей подготовки в них в связи с разной подчиненностью образовательных организаций профессионального образования. Поэтому целенаправленная, комплексная деятельность органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, социальных институтов и реального сектора экономики по решению проблем обеспечения экономики региона кадрами требует анализа и определения перспектив развития как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.
Сложившиеся на данный момент структура профессионального образования в Алтайском крае и оценка эффективности образовательных организаций требует серьезных преобразований. Ежегодно формируется краевой заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
В целом на состояние системы профессионального образования в крае оказывают влияние следующие факторы:
снижение общего числа выпускников школ, соответственно, снижение численности обучающихся в образовательных организациях;